Костёр 1983-10, страница 29

Костёр 1983-10, страница 29

ГОРОД

Установка напоминает океанский корабль, да собственно это и есть корабль — палубы, каюты, трюмы, как мачта, буровая вышка.

И тогда я подумал, что такими, наверное, будут космические станции будущего. Оранжевая вышка — как ракета, а буровики в своих комбинезонах и касках похожи на космонавтов, особенно, когда они выходят из вышки и спускаются по высокому трапу. Да и сама жизнь и работа на установке вдали от родного берега напоминает работу космического экипажа на орбите.

Я слышу: гудят могучие насосы в машинном отделении, вращается глубоко под землей турбобур. Это совсем новая установка, идет бурение только первой скважины.

«ШЕЛЬФ» стоит на опорных колоннах. На носу на возвышении вертолетная площадка. На плаву установка держится за счет понтонов, стоит на месте при помощи якорей. По морю передвигается при помощи буксира. Во время сильного шторма чувствуется качка. Вахта на «ШЕЛЬФЕ» семь

дней, дома.

восемь дней отдых

снег

Когда наш катер возвращался на Нефтяные Камни, над Каспием бушевала буря. Дул сильный ветер, шел снег. Снежинки секли эстакады, зеленые листья пальм, могучие морские валы, которые ударялись о стальные сваи, превращаясь в белые взрывы пены.

Снег в этих местах — событие. Вечером мы сидели в общежитии, пили азербайджанский чай вприкуску, как тут принято, ели вкусные пирожки с мясом — кутабы. Смотрели телевизор. Была передача «Снег в Баку».

МОРЯ

Г. КОВЕНЧУК

трубы-,.струны"

На многие километры растянулся Нефт Дашлары. Над тонкими полосками эстакад подымаются острые вышки, похожие на большие консервные банки, — нефтехранилища. Еще год назад к ним подходили танкеры и забирали нефть, теперь по дну моря идут трубы нефтепровода. Вода стала чище, не так часто увидишь в море радужные разводы.

По обеим сторонам эстакад ряды толстых труб, в них

нефть, морская вода, газ, который добывается попутно с нефтью.

Трубы, идущие в стороны от скважины, называются «струны», нефть из-под земли бьет горячая, и по температуре этих труб можно определить, с водой она идет или чистая. Опытный нефтяник узнает это, приложив к трубе ухо.

— Вы заметили, — смеется Расим, — у нас у всех уши в нефти?

Вода и газ закачиваются обратно в землю, они повышают давление в нефтяном пласте, а нефть течет в УНСП — укрупненные нефтесборочные пункты. По своей внушительности эти сооружения напоминают доменные печи. Высокие

стальные* фермы поддерживают гигантские серебристые воронки. В воронках центробежная сила крутит поднятую из скважины нефть, воду и песок. Так происходит отделение нефти. Песок очищается и в чистом виде выбрасывается в море или же идет на строительство. Очищенная нефть по подводным трубам гонится на берег и заполняет резервуары нефтехранилищ, а даль-^ ше, уже по железной дороге, ее везут по стране.

Рисунки автора