Костёр 1983-12, страница 42

Костёр 1983-12, страница 42

вот уже на бересте красуются три выдавленных листика.

А вокруг, в ста десяти домах деревень Шемогодской волости сто шестьдесят человек работало бересту. Мужики друг перед другом старались и не заметили, как в Курово-Наволоке новый мастер вырос.

С упоением, без роздыху работал Иван. Поднималась слава шемогодской бересты, а Иван Вепрев лучший резчик. Дошла слава его до Москвы. И предложили ему послать свою работу в Москву на Промышленную выставку.

Убрал Иван с верстака туе-сочки с трилистником. Задумался — что вырезать на поделке?

Всю жизнь он в лесу провел. Ничего не знал красивее. Направился Иван по знакомой тропинке, крутит головой, высматривает. И тот же самый лес, да каждый день будто новый. Сейчас, в полдень, рыжие сосны отливают золотом, вороненые ели опутаны сухим мхом, кустистые рябины вздрагивают узкими рублеными листьями... Но как их положить в берестяной рисунок? Наверное, выйдет мелко и коряво.

Ничего не высмотрел. Солнце голову напекло, ветки лицо исцарапали. Добрел до земляничной полянки, упал ничком. Дышит — не надышится. Открыл глаза — божья коровка ползет по стебельку. Медовая лесная трава в такой узор сплетена, что только в сказке сказать. И сквозь нее спелая земляника гроздьями алеет.

Может, это и есть его, Ивана, узор?

Олень вышел на поляну. Из своей захоронки сквозь траву рассмотрел его Иван. Литые, раскидистые рога сплелись с травяным узором, и казалось, будто олень вырос из земляничной земли.

Олень почуял человека, скакнул — и нет его. А Иван, куда ни посмотрит, всюду видится ему олень, окруженный травяным узорочьем.

И все это само просилось на бересту! Может, это и есть заветный рисунок северной шемогодской земли?

Заторопился Иван по лесу, выбирал березы, чтобы не старые были и не молодые, чтобы не тонкие, чтобы было им по пятнадцать лет. Осторожно подцеплял на сучке бересту, надрезал и снимал верхний слой.

Природа одарила березу двумя слоями бересты. Был Иван осторожен, старался не повредить второй слой. Береза поболеет, но останется жить.

Собранная береста норовила скрутиться, он ее выпрямил, сложил ровной стопкой и перевязал. Принес домой, убрал в чулан. Осень, зиму и весну она должна храниться в сухом прохладном месте.

Из чулана вынул прошлогоднюю стопку бересты, положил на верстак. Стал складывать, чтобы береста ложилась ровная, без наростов, иголочки черные берестяные поменьше. Если береста толстая и иголки по ней толстые — плохо, для резьбы не годится. На растопку ее.

Выбрал ровный лист, отслоил внешнюю, неровную часть. Отщипнул несколько слоев и, когда она стала совсем тоненькой, начал ее тереть, полировать. Была береста желтая, а сделалась белая, гладкая. И можно резать.

Придвинул струганую березовую доску, твердую, на ней хорошо рисунок прорезается. Расправил бересту на доске, обрезал в размер. Смотрит на нее, а перед глазами земляничная поляна, и сквозь переплетенную траву удивленный олень глядит.

Тупым шилом стал Иван рисунок намечать. По кругу орнамент, в середине олень в травяных узорах.

Нож для резьбы длинный, круглый, как кнутовище. Лезвие короткое и узкое, как плоская игла. Приноровиться надо к такому ножу. А если научился руководить ножом, то он уж послушен, перекатывается в пальцах, поворачивается на ходу, любые извивы выписывает, да так ловко, что Иван потом и сам изумляется.

Когда резьба готова, достал Иван блюдо из темного мореного дуба, чтобы фоном было

и форму дало, приклеил бересту.

На Промышленной выставке в Москве в 1882 году Иван Афанасьевич Вепрев был награжден Большой медалью. В будущем, 1883 году на Вологодской сельскохозяйственной выставке ему присудили серебряную медаль. На Всемирной выставке в Париже он награжден Дипломом с похвальным отзывом. К нему стали приходить заказы из-за границы. Он уже не успевал их выполнять, пришлось засадить

за работу всю семью...

* * *

Прошло много лет.

В Великом Устюге, на фабрике художественных кистей, затеяли возродить цех по ажурной резке бересты.

Но где взять мастеров?

После долгих поисков нашли Александру Егоровну Маркову.

— Что вы! — испугалась она. — Я уж немолода, дело у меня ответственное, семья на руках.

— Больше некому, — убеждали ее. — Ведь нужен не просто резчик. Нужен настоящий мастер.

Наотрез отказалась Маркова.

А через месяц пришла сама.

Для берестяного цеха построили новое большое здание, но Александра Егоровна работала в старом двухэтажном деревянном доме.

Деревянный дом похож на терем, в нем много лестничек, переходов, . комнаток. Во всех комнатах пахнет деревом, берестой, столярным клеем.

За длинными деревянными

столами резчицы. На белых березовых досках расправляют приготовленную бересту, по линейке обрезают в размер туеска.

Тупым шилом резчица очерчивает круг, метит основу рисунка. Берет нож, похожий на школьную указку и, выдумывая на ходу, режет стебли, листья, клубничку...

л. гостомыслов