Костёр 1985-03, страница 42

Костёр 1985-03, страница 42

. it*

ЖДАЛА БЛАГОДАРНОСТИ

РАССКАЗ

Марите ШАЛЬТИТЕ Рисунки М. Милеевой

Однажды пятый «б» на пионерский сбор пригласил председателя колхоза. Пришел он в темно-коричневом выходном костюме, а на левой стороне груди блестела золотая звезда за подвиги на войне. Поэтому ребятам, привыкшим видеть председателя в блеклом, выцветшем и вылизанном дождями пиджаке, показалось, что в класс вошел совсем другой, незнакомый им человек. Аудроне должна была вручить ему цветы и сказать что-нибудь торжественное. Но девочка растерялась. Несмело протянула букет и себе под нос пробормотала:

Спасибо, что пришли...

А председатель от этих слов расцвел такой улыбкой, что сразу стал опять своим. Ребята шумно расселись по партам и приготовились слушать рассказы о войне.

Председатель говорил недолго, каких-нибудь пятнадцать минут. Или времени у него не было, или ему было больно вспоминать при всех, как тогда гибли лучшие его товарищи. Кто знает?

Председатель слыл странным человеком: что бы ни делал, куда бы ни шел, в его глазах всегда было написано такое напряжение, будто он постоянно решал задачу мирового значения. Самые разговорчивые колхозники, оставшись с ним наедине, не знали что и сказать. Стеснялись? Наоборот! Любили его и уважали!

Аудроне, еще когда была совсем маленькой, увидев, что к ним заходит председатель, пряталась на печке. Ей казалось, что он волшебник. Только волшебники могут иметь такие невиданно серьезные лица! Теперь Аудроне уже большая. Пока она росла, председатель старел. Седые волосы и глубокие морщины под глазами и около рта еще более обнажили это напряжение. О чем он постоянно думает?

И сейчас, слушая председателя, Аудроне подумала, что он мог бы работать в цирке гипнотизером или укротителем тигров.

Когда председатель умолк, девочка снова услышала за окном весенний шум. Она успела порадоваться, что скоро побежит домой и за местечком в большом болоте нарвет калужницы.

А председатель вдруг спросил:

— Ребята, кто из вас живет в деревне Клевай?

Аудроне покраснела: председатель сам живет

в Клевай. Она позвала впереди сидящую Рамуне. Девочки переглянулись.

— Смелее, смелее! — председатель смотрел прямо на подружек.

Будто провинившиеся, девочки встали.

— Ребята,— обратился к пионерам председатель.— На тамошнем кладбище похоронены четыре неизвестных советских солдата. Старики, которые их хоронили, ухаживают за их могилами. Помогите им привести в порядок эти могилы. А может быть, вы даже выясните, кто они такие? Это очень важно. Эти солдаты освобождали наше местечко и здесь погибли. Будет нужна помощь, обращайтесь прямо ко мне.

Председатель обвел класс своим пронизывающим взглядом, кивнул Аудроне и Рамуне:

— Спасибо вам, девочки! Садитесь.

Тут же он попрощался и ушел.

Аудроне очень удивилась: как она сама об этом не догадалась? Но отряд уже боролся за имя известного героя. Ездили на его родину, копировали музейные документы, вырезали статьи, заметки из журналов и газет, где упоминался отважный герой. Писали письма его боевым друзьям, чтобы те прислали свои воспоминания. Искали далеко, а совсем рядом похоронены четыре безымянных героя! Аудроне почувствовала себя виноватой.

— Рамуне,— сказала Аудроне, когда девочки незаметно прошли большое болото с калужницей.— Сегодня же пойдем на кладбище и все сделаем.

— Ты что? — удивилась Рамуне.— Председатель просил весь отряд. Почему только нам заботиться? Знаешь сколько там работы?

38

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Марите шальтите

Близкие к этой страницы