Костёр 1985-10, страница 13

Костёр 1985-10, страница 13

4

9

пятилетня в красном галстуке

САМЫЙ

ЧАИ

— А когда начнется сбор урожая?

— Наверно, недели через

две, — ответила Рузанна. — Вот, смотрите, — она наклонилась над чайным кустом. — Видите, молодые побеги? На них уже по четыре-пять листиков. Мы будем срывать по два-три листика вот с этой почкой— это будет самый ароматный чай. А пока мы заканчиваем подрезку веток, которые засохли.

Из разговора я узнал, что за чаем нужно ухаживать круглый год. Ребята секаторами ровняют кусты, придавая им правильную полуовальную форму. Мотыжат землю, удобряют ее, выпалывают сорняки. Февраль в этом году выдался на редкость холодным. На побережье замерзли и погибли многие эвкалипты и пальмы. Ребята волновались. Хоть и называют краснодарский чай «героем зимы», выдержит ли он ночные 25-градусные морозы?

Весной снег растаял, и все успокоились и обрадовались. Двенадцать гектаров пионерской плантации отлично перезимовали.

...На прощанье ребята пригласили меня в школу. Заварили чай. Сидя за одним столом, мы разговаривали, шутили, смеялись. Крепкий чай в простой глиняной кружке казался особенно ароматным и вкусным.

С. МАХОТИН фото В. Анищенко

но кружился ястреб. Вершины гор, благодаря прозрачному чистому воздуху, казались совсем близкими, сверкали на солнце снежными шапками.

— Поселок Сергей-Поле. Конечная остановка, — объявил шофер.

Школа, стоящая на склоне горы, с двух сторон была окружена длинными рядами чайных кустов. Между рядами я увидел группу ребят. Они пробовали на ощупь зеленые листики и что-то обсуждали. Я подошел к ребятам. Попросил рассказать о себе и своей пионерской плантации.

— У нас все, как у взрослых!— с гордостью сказала Оксана Позненко. — Свои бригадиры и звеньевые. У каждого пионера свой трудовой паспорт. Первое время мы всё заглядывали друг другу в паспорта: кто больше собрал? Собирали по 50—70 килограммов...

Только потом я узнал, что ребята выполняли дневную норму взрослых. Посудите сами. Чтобы собрать только один килограмм чайного листа, нужно сделать 2000—2500 срывов!

— Первое время было трудно, вздохнула Рузанна Асла-нян. — Корзина к концу дня тяжелая-претяжелая. Руки болят. Но потом мы привыкли. И работаем не каждый для себя, всегда помогаем друг другу.

Давным-давно, еще до революции, здешняя земля принадлежала одной богатой помещице. После революции она сбежала за границу, а бывшее поместье стало советским колхозом. Колхозники обрабатывали землю, растили сады и сдавали государству овощи, орехи и фрукты. А потом по инициативе одного из пионеров русского чаеводства И. А. Кошмана на склонах гор посадили чайные кусты. В те годы очень много чая страна покупала за границей. Необходимо было расширять собственные чайные плантации. Но многие не верили, что чай может расти высоко в горах, переносить морозы и снегопады. И все же в 1935 году был собран первый урожай самого северного в мире чая.

А спустя пятьдесят лет пионеры* поселка Сергей-Поле, входящего в крупнейшее объединение «Краснодарский чай», решили не просто помогать родителям в горячие дни уборки урожая, но организовать собственные пионерские бригады и звенья. Сейчас выращенный и собранный пионерами чай приносит государству десятки тысяч рублей дохода.

Море осталось далеко внизу, автобус поднимался все выше, петляя по неширокой горной дороге. По обочинам, почти касаясь окон автобуса, цвела крупная сирень. В небе медлен

#

Юный чаевод Рузанна Асланян

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. День урожая

Близкие к этой страницы