Костёр 1986-01, страница 41БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ В редакцию приходят письма. «Мы в школе организовали рок-ансамбль. Пришлите, пожалуйста, ноты и тексты популярных песен...» «Мое главное увлечение — современная рок-музыка. Расскажите в своем журнале о лучших советских и зарубежных группах...» «В нашем классе никто не любит серьезную музыку. Все «помешались» на итальянцах и на других зарубежных певцах, исполняющих рок. Спросишь, почему это им нравится? Никто толком не может ответить...» Что же такое — рок-музыка? Какова ее роль в современной музыкальной жизни? В чем ее достоинство и есть ли у нее недостатки? Об этом наш первый разговор. Начать его мы попросили народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, композитора Андрея Павловича Петрова. Рок-музыка — явление сложное и во многом противоречивое. Но нет никаких оснований относиться к этому жанру отрицательно и также нельзя не учитывать его популярность. У рока есть свои законы, свои правила, своя специфика, и поэтому нужно научиться разбираться, что в рок-музыке хорошо и что плохо, суметь отличить оригинальную, самобытную музыку от подделок, порою довольно искусных. Часто молодежь воспринимает рок-музыку обособленно от остальной культуры, в отрыве от музыки прошлого. Для многих только рок отвечает запросам сегодняшнего дня. Пусть ребята любят рок больше всего, но они должны знать, что это только часть огромного мира музыки! А большинство из них под словом музыка имеет в виду только рок, будто бы джаз, народная, оперная, симфоническая музыка просто не существуют! А ведь любая революция, любое новаторство в искусстве, в музыке, всегда имеет точки соприкосновения с прошлым. Многие находки рок-музыки можно обнаружить в музыке симфонической, а в настоящее время рок и серьезная музыка весьма активно влияют друг на друга. Возьмем, к примеру, рок-оперу Рыбникова «„Юнона" и ,,Авось"». В этом произведении очень удачно совместились приемы рока и элементы симфонической музыки, а хоровые партии по строены по принципу классических оперных хоровых сцен. Когда я писал оперу «Маяковский начинается», то в какой-то мере учитывал опыт рок-музыки. Мне кажется, что творчество раннего Маяковского — задорное, энергичное, в хорошем смысле «агрессивное» — имеет много общего с динамичностью, импульсивностью рок-музыки. И поэтому в моей опере голос молодого поэта звучит в сопровождении довольно острого ритмического аккомпанемента. Кроме того, были использованы такие инструменты, как бас-гитара, орган — довольно редко встречающиеся в составе симфонического оркестра; активизировалась функция ударных. Я не вижу ничего дурного в динамичности рок-музыки, ведь ее музыкальные темы очень эмоциональны, ритмичны и подразумевают соответствующее восприятие. Главное — не переходить границы художественного вкуса и не стремиться к дешевой популярности, не спекулировать на реакциях публики. Звучание хорошей рок-музыки — это естественное звучание молодости, это активность, энергия. Есть много примеров, когда эта музыка объединяла людей, направляла их к высоким целям — песни «Битлз», Боба Дилана на антивоенных демонстрациях, да и у нас уже сделано немало интересного, есть талантливые группы и талантливые композиторы. Так что, несмотря на все сложности и издержки, рок-музыка в нашей стране может и должна стать полноправной частью музыкальной жизни! Наш корреспондент встретился с актером Ленинградского театра им. Ленсовета заслуженным артистом РСФСР Михаилом Боярским. Какие советские и зарубежные группы нравятся Вам больше всего? — Наверное, я буду неоригинален, но... «Битлз» — вот основа рок-музыки, без них все дальнейшее было бы невозможно. У нас теперь тоже есть немало хороших ансамблей, однако я предпочитаю группы малоизвестные, даже школьные ансамбли. Очень часто бывает, что какая-нибудь группа, хорошо зарекомендовавшая себя в начале творческого пути, со временем становится чересчур солидной, теряет непосредственность. Пример тому — группа «Зем- 36
|