Костёр 1986-02, страница 6

Костёр 1986-02, страница 6

ми, каждому из которых присваивалось значение разряда чисел: разряд единиц, разряд десятков, разряд тысяч и так далее. На территории нашей страны появились русские счеты, в которых столбцы были -заменены горизонтальными направляющими с подвижными косточками. Потом счеты распространились и в Западной Европе. Первым механизирующим счет устройством была счетная машина, построенная в 1642 году выдающимся французским ученым Блезом Паскалем. Механический компьютер Паскаля мог складывать и вычитать и использовался для сложения колонок цифр в конторе его отца. Машина содержала набор числовых колес, положение которых определяло вводимое число, а арифметические действия осуществлялись вращением.

В 1823 году английский математик Чарльз Бэббидж начал работать над вычислительной машиной, включающей в себя две части —

— вычисляющую и печатающую. Компьютер предназначался для помощи британскому морскому ведомству в составлении различных мореходных таблиц. Занятно, что в движение машину должен был приводить... пар! Машина закончена не была из-за огромных расходов на ее создание, но,создавая ее, Бэббидж выдвинул идеи, широко применяемые в современных компьютерах. Научные труды Бэббиджа увлекли дочь великого английского поэта Байрона — Аду Августу Лавлейс. Она жила и работала гораздо раньше возникновения таких понятий, как ЭВМ, программирование, но тем не менее по праву считается первым в мире программистом.

В. А. Мокат: — Поистине живой пример родственных связей поэзии и математики!

В. В. Лаптев: — Аде Лавлейс принадлежат примеры первых программ для вычислительных машин, ряд терминов и определений, используемых и в современном программировании. В честь первого в мире программиста назван один из самых современных и совершенных языков программирования — «Ада».

А первый электронный компьютер появился уже в нашем веке после появления электронных ламп. Это была очень громоздкая машина, занимающая помещение размером 9X15 м. В ней использовалось 18 000 электронных ламп. Весила она 30 тонн и потребляла мощность 150 кВт!

Потом электронные лампы были заменены транзисторами, а транзисторы вскоре — интегральными схемами. ЭВМ стала намного меньше, компактней, удобней в обращении и, главное, во много раз работоспособней. Достаточно сказать, что при использовании кристаллов, ЭВМ такого назначения и возможностей, как машина Бэббиджа, может быть размещена на пластине величиной с человеческий ноготь. Недаром микросхемы с миллионами элементов (бывших ламп, сопротивлений, емкостей) сейчас называют «чипами» (от английского слова «chip» — фишка). А, скажем, телевизор, созданный на «чи-

О

пах», размещается в спичечнои коробке. Что касается быстродействия, то современная ЭВМ производит несколько миллионов сложений в секунду.

Конечно, невозможно рассказать об эволюции ЭВМ в двух словах. Скажу лишь, что овладевающим «второй» компьютерной грамотностью школьникам предстоят встречи с такими смелыми полетами человеческой

мысли и такими открытиями, которые так же увлекательны и впечатляющи, как фантастические произведения Жюля Верна, Уэллса или Беляева.

Корреспондент: — Не могли бы Вы пояснить это понятие —

«вторая компьютерная грамотность»?

В. В. Лаптев: — Когда-то путь к массовой грамотности открыл печатный станок. А в развитии книгопечатания и вычислительной техники много общего. И книга, и компьютер — носители информации. Книжные и компьютерные знания дополняют друг друга и одинаково требуются для формирования гармоничной личности. Иными словами, навык работы с ЭВМ становится сегодня таким же элементом культуры современного человека, как знание языков, математики или истории.

М. С. Слободов: — Вот поче

му мы стремимся, чтобы ученик чувствовал себя с компьютером, как со своим помощником и другом. И нет такого возраста, в котором рано было бы приобщать ребят к машине. Чем раньше, тем лучше, тем быстрее мы придем к использованию компьютеров во всех учебных дисциплинах. И все важнее становится факт общения ученика с машиной. Уже сейчас можно доверить задавать ученику контрольные вопросы и оценивать их. И не только по математике, но, скажем, по истории: «Где и в каком году произошло знаменитое сражение под Москвой, решившее судьбу наполеоновской армии? Кто командовал русскими войсками?»

Корреспондент: — Не значит ли это, что компьютер в будущем совсем заменит учителя?

В. А. Мокат: — О, нет, нет. Я думаю, что профессия учителя всегда будет в школе самой главной.

М. С. Слободов: — Особенно такого учителя, как Вы, Валентина Александровна. Я был однажды на Вашем уроке, когда Вы читали стихи Заболоцкого и Есенина, а потом договорились с ребятами поехать летом в Пушкинские Горы.

В. А. Мокат: — Школьная реформа сегодня требует от мо-

4