Вокруг света 1967-08, страница 11

Вокруг света 1967-08, страница 11

ПОДВОДНЫЙ РОБОТ-ГЕОЛОГ

Сверху — оттуда, где на волнах качаются блики солнца, плавно спускается какое-то сооружение. Оно все ниже и ниже — и вот уже можно рассмотреть, что это две сочлененные сферы, укрепленные на специальной раме и повисшие на мощном кабеле — тросе. У самого дна, где безмолвно скользят редкие тени причудливых рыб, движение аппарата замедляется. Затем он мягко ложится на грунт. И тотчас вспыхивает прожектор, высвечивая далеко окрест дно океана. И рыбы, словно бабочки, устремляются к конусу света и тычутся носами в массивные стекла иллюминаторов...

Потом подвижные сферы аппарата начинают медленно вращаться, пока в поле зрения камеры, установленной в одной из них, не попадает крупный обломок. Аппарат замирает, затем раздается негромкое урчание механизма — и стальные руки, до тех пор безжизненно висевшие по бокам аппарата, тянутся к камню, раскрывают свои ладони-клешни, подхватывают его и подносят ближе к иллюминатору, за которым стоит телекамера. «Руки» поворачивают камень, давая возможность людям на борту экспедиционного судна внимательней рассмотреть его, затем спокойным и решительным движением направляют находку в специальный контейнер. В это же время кинокамера, установленная в другой сфере, ведет непрерывную съемку всех операций, которые делают манипуляторы. Это нужно для полного контроля — ведь на пленке останется все, что могло выпасть из поля зрения телевизионной камеры.

Убедившись, что в данном месте нет больше ничего интересного, исследователи дают команду — аппарат приподнимается над дном и начинает медленно скользить над ним: судно легло в дрейф. Если что-то привлечет внимание операторов, аппарат снова ляжет на дно, и снова вспыхнет прожектор, и снова оживут стальные холодные руки... Потом, уже на борту корабля, геологи достанут из контейнера все, что стало добычей их электронного собрата, и, склонившись над картой, отметят места самых ценных находок.

Так будет работать первый в мире глубоководный аппарат «Подводный геолог», создаваемый сейчас в лаборатории морской электроники Института океанологии АН СССР. Он способен опуститься на четыре-шесть километров, осмотреть с помощью телекамеры океанское дно и взять образцы пород.

Геологам новая установка окажет неоценимую помощь. Ведь сейчас образцы со дна добывают драгами. Драга тащится по дну, соскребывая буквально все, что попало. Пойди потом разберись, в каком точно месте был найден тот или иной образец. Теперь все будет иначе.

Но значение нового аппарата еще шире. Это лишь в романе Жюля Верна люди легко и просто разглядывают с «Наутилуса» дно океана. Современный же батискаф — тяжелый корабль, обладающий, как говорят инженеры, «большой инерционностью». Чтобы остановить его и исследовать объект, часто приходится совершать сложный маневр. Иначе не успеешь оглянуться, и объект наблюдения далеко позади. Еще важнее другое обстоятельство: спуск человека в батискафе — длительная, сложная, иногда рискованная операция.

Аппараты типа «Подводный геолог» намного расширят возможности глубоководных исследований. И «Подводный геолог» здесь лишь первая ласточка. (Заметим, кстати, что наибольшая глубина, на которую удавалось пока опустить телекамеру, не превышает полутора километров.)

...Первые испытания подводного телеуправляемого геолога предполагаются уже в этом году.

Л. РЕПИН

1959 — 1967 годы

* В Индийском океане обнаружены огромные поля железомар-ганцевых конкреций. Там же открыты Восточно-Индоокеанский хребет, Амирантский желоб, горы Бардина, Щербакова, Афанасия Никитина.

* Определена толщина осадочного покрова Аравийского моря, Бенгальского залива, Яванского желоба.

* Еще год назад было известно около 300 видов многоклеточных донных животных, обитающих на больших — свыше шести тысяч метров — глубинах. Советские

экспедиции 1966 года увеличили их число на добрую треть! Легко представить, сколько еще неизвестных существ скрывается в океане...

* На глубине 30 — 60 километров под континентами и 5 — 10 километров под океанами проходит так называемая поверхность Мохоро-вичича. Она отделяет земную кору от другой сферы нашей планеты — мантии. Мантия до сих пор для нас недоступна. Какое вещество ее слагает? Никто не держал его в руках. А между тем, по-видимому, лишь изучение мантии может дать ответ на вопросы

и о природе землетрясений, и о «дыхании» земной коры, и о тайнах множества других явлений. Ученые СССР и США вот уже несколько лет ведут подготовку к бурению сверхглубинных скважин на материке и в океане, Чтобы увидеть, как выглядит «нижняя рубашка» Земли.

И вдруг — сенсационное известие. При исследовании рифтовой долиньу Аравийско-Индийского

хребта на* борт советского экспедиционного судна «Витязь» подняты образцы пород верхней мантии! Мантия выходит прямо на дно рифтовой долины!

9