Костёр 1988-04, страница 30— Какие-нибудь старинные папиросы,— сказал я.— На портсигар похожа. — Нет, это конфетки такие были. Леденцы. Папа осторожно открыл коробку, и мы с любопытством заглянули внутрь. Там лежал совсем маленький, величиной со спичечный коробок, портрет мальчика в красной рубашке-косоворотке. Длинная светло-русая челка падала мальчишке на глаза, а серьезное, немного грустное лицо было усыпано веснушками. Среди старых, пожелтевших бумаг и фотографий портрет казался совсем живым, будто только вчера написанным. Папа перевернул портрет, и мы увидели на обороте надпись от руки: «Хранить тщательно. Онъ начало». — Во как! — сказал папа и посмотрел на меня. — Но кто он-то? Почему не написано? — спро сил я, разглядывая надпись. — Не знаю, не знаю,— задумчиво сказал папа, снова поворачивая портрет лицом. — А что значит «он начало»? — Надо полагать, начало фамилии, рода. Прищурившись, папа еще пристальнее вгляделся в миниатюру, потом посмотрел на меня и с удивлением сказал: — А ведь он на тебя похож, ей-богу! — Да ну, шутишь. — Честное слово, похож,— сказал папа и сбросил мне волосы на лоб.— Ну прямо очень! Веснушек только не хватает, и волосы у тебя потемнее... Надо же, как интересно! Я завертел головой, ища зеркало, но как на зло зеркала в комнате не оказалось. — Эх, жаль, зеркала нет! — сказал я. — Ничего, ничего, насмотришься еще,— сказал папа. Он развязал тесемку на самой толстой пачке писем и принялся перебирать пожелтевшие страницы. — Гляди-ка, письмо от моего деда Александра Тимофеевича. Помнишь, я говорил тебе, он в блокаду от голода умер? — Помню. Значит, это мой прадед? — Совершенно верно. А письмо, судя по дате, может быть, последнее. Видишь — ноябрь сорок первого. Прочесть? — Еще спрашиваешь! Конечно! Я чувствовал, что папа тоже разволновался, даже руки его, державшие письмо, слегка дрожали. Он откашлялся и начал: «Милый друг мой Верочка, у меня большая радость — получил наконец письмо от Миши. Только вышел из бомбоубежища после обстрела — гляжу почтальон. Самое главное, Миша жив. Жив и даже не ранен. Сейчас он в Севастополе, командует ротой. Бои там, похоже, ужасные. Ну да где сейчас легкие бои! Ничего, даст Бог, выстоим. И Севастополь нам защищать не впервой. Может быть, ты помнишь, дядя Павел рассказывал нам про нашего прадеда, героя обороны Севастополя в Крымскую кампанию. И вот теперь там наш Миша. Надо будет непременно написать ему об этом. И ты, Веруня, тоже напиши ему обязательно и расскажи все, что помнишь. Не говори только, что у нас в Питере начался голод. Не надо... Кос-тя по-прежнему на Севере, на «Тумане». Третьего дня был от него сослуживец, совсем молоденький лейтенант. Посылку от Кости принес и письмо. Жаль только, не посидел ни минуты — торопился очень. Видишь, сколько у меня добрых новостей. И как же, однако, горько, что не может разделить со мной радость незабвенная Лена...» — Погоди, папа,— прервал я чтение.— Что-то я не все понимаю. Тут столько имен... Миша — это кто? — Брат твоего деда. Мой дядя, стало быть. Отец, помнится, говорил, что он в Севастополе погиб. — А Костя? — Ну как же! Это и есть твой дед, Константин Александрович. А «Туман» — сторожевой корабль, на котором он в войну служил. Еще тут, как видишь, Лена упоминается. Надо полагать, речь идет о моей бабке Елене Васильевне. Ее убило бомбой в самом начале войны. А вот кто такой дядя Павел увы, не знаю. — Слушай, папа, а ты обратил внимание, здесь вначале говорится о каком-то прадеде, герое обороны Севастополя? Как же его звали? — Тоже не знаю. — А помнишь, мы с Серегой на кладбище могилу поручика Соколова видели. Тоже герой Севастополя в Крымскую войну... — Ну, это скорей всего случайное совпадение. Хотя, впрочем... Вот что, Никола: видишь, сколько тут писем, фотографий, бумаг разных. Если во всем этом внимательно разобраться, можно узнать очень много. Как, берешься? — Берусь. А ты мне поможешь? — Обязательно. Я снова взглянул на портрет мальчика в красной рубашке, и лицо его уже не казалось мне серьезным. Скорей в нем можно было угадать какое-то нетерпеливое ожидание, будто мальчишка хотел сказать: «Давай, Никола, не робей! Разбирайся быстрей! Давно пора познакомиться». Домой мы возвращались уже ночью. Папа усадил меня на заднее сиденье и велел спать. Но спать совсем не хотелось. Мягким зеленым светом мерцала приборная доска, играла тихая старинная музыка, а за окнами проплывали темные пространства бесконечных полей с дрожащими загадочными огоньками в глубине. И мне вдруг представилось, что мы с папой мчимся сейчас в машине времени. Мчимся туда, где нас ждут.
|