Костёр 1988-04, страница 36

Костёр 1988-04, страница 36

Е. ПЕРЕХВАЛЬСКАЯ

Еще совсем недавно во многих наших городах и селах безжалостно сносили дома и целые кварталы. На их месте вырастали новостройки, более современные, более удобные... И почти никому не приходило в голову, что разрушенное старое ушло навсегда, и, значит, потеряно для нас и для будущих поколений.

Мне много приходилось ездить, и к каждому городу подъезжаешь с надеждой — сохранилось ли здесь прошлое, его история. В Вологде, например, старину хранят, хотя там это не так просто — дома ведь деревянные. Им даже делают капитальный ремонт —

оставляют стены, а внутри все

%

меняют, проводят свет, газ, воду. Совсем другая картина в старинном русском Архангельске. Здесь от всего богатейшего поморского порта, от столицы русского Севера осталось несколько кварталов, жалкие крохи. На месте типичных для русских городов двухэтажных домов — низ каменный, верх деревянный — стоят

ликие бетонные коробки.

Однако хватит вздыхать.

Ведь можно встать на защиту памятников. И это дело всех, не только взрослых, но и школьников.

Многие ли москвичи знают, что в Петровском-Разумовском стоит последняя в Москве станция конки (теперь это, естественно, остановка трамвая)?

Смотришь на нее, и сразу вспоминаются кадры из хроники начала века. А ведь ее могут взять и убрать, если она вдруг

помешает. Куда, просто на свалку? На лом?

Видите, никуда ехать за историческими памятниками не надо. У каждого города, у каждого села есть своя история. Надо только оглянуться и внимательно посмотреть.

Первый адрес — это школа № 90 в Ленинграде. Здесь уже три года работает клуб «Дым отечества». Он возник, когда в эту школу пришла работать учительница русского языка и литературы Алла Ивановна Корнеева. Все члены клуба ученики девятых и десятых классов, тех, где преподает Алла Ивановна. Всего в клубе около сорока человек, никаких специальных правил приема нет, принцип такой: приходи и работай, если хочешь. Есть, конечно, костяк — это человек двадцать.

Начал клуб с того, что ребята стали изучать жизнь и творчество русских писателей и поэтов, старых и современных. Собранные материалы оформляются в альбомы. Следят они и за текущей литературой — на полках все наши литературные журналы: «Новый мир», «Нева», «Октябрь», «Юность», «Аврора»... Так они изучали, а потом перешли к действиям.

Стали прмогать рабочим, которые реставрировали музей-квартиру Пушкина на Мойке, 12. Ездили туда каждую среду.

Но что же заставило их взяться за метлы и носилки? Вот что говорит девятиклассница Оля Сыпачева:

— Мне кажется, главная цель нашего клуба — следить за всем, что происходит вокруг, и не только в литературной жизни. Надо быть в курсе, что делается в стране, в нашем городе, просто в нашем районе. И не просто знать, а стараться повлиять на события, насколько это, конечно, в наших силах. Причем повлиять в ту сторону, в которую мы считаем нужным и правильным.

Вот как. Значит, на Мойку, 12, ребята попали не случайно. Это отражение их активной жизненной позиции.

А на следующий год основным объектом их забот стал домик Матюшина — одна из очень немногих в Ленинграде деревянных построек. И что им в этом домике? — спросите вы. Одно дело — квартира Пушкина, другое — двухэтажный деревянный дом. Но вот что ответил Денис Семинихин, тоже из девятого класса:

— Восстанавливать старые дома — это очень важно. Нового можно сколько угодно настроить, а если уничтожить, снести старое, то это уже навсегда, такого больше не будет. А значит, мы что-то потеряем.

30