Костёр 1988-04, страница 37

Костёр 1988-04, страница 37

Это всем понятно, когда говорят об архитектурных памятниках, знаменитых. Но это верно и когда речь просто о старых домах. Они создают облик города, который мы любим. А домик Матюшина — там жил известный человек,

академик, приходили многие знаменитые люди дожники, поэты...

основные объекты.

туда ху-

А

еще — работали в Вагановском училище во время капремонта, в подвалах Эрмитажа, давали концерты в доме престарелых, в Военно-медицинской академии афганским ветеранам, в Петропавловской крепости работали на реставрации.

— Колокола там мыли,— улыбается председатель клуба Алексей Тарасов.

А не многовато ли это для сорока человек? Тут задумаешься. А учиться не мешает? А как родители к этому относятся? Вот что ответил мне Алексей Тарасов:

Как родители? По-разному. Некоторые нам очень помогают, но бывает и по-другому. Иногда считают, что это учиться мешает. И учителя тоже. Получит кто-нибудь из наших двойку, сразу: «Ну конечно, он в клуб ходит, на уроки времени не остается!» На самом деле клуб нам скорее помогает учиться. Еще некоторым родителям не нравится, что мы деньги тратим — на фотопринадлежности, альбомы оформляем...

Ага, значит, это все делается на родительские деньги.

— Финансы — наша главная трудность,— вздыхает Алеша.— Знаете на хорошие фотографии сколько уходит...

— Могу себе представить. Интересно, а все эти многочисленные журналы, их кто выписывает, на какие деньги?

Это все Алла Ивановна... А еще есть трудности? Еще дали бы нам помещение,— продолжает Тарасов,— мы туда бы клуб перенесли, а то тут, в школе приходится собираться...

Конечно, это Ленинград, тут можно добраться и до академика, можно мыть колокола на Петропавловской крепости. А

что делать тем, кто живет в других городах? Еду в Калугу.

Даже не в сам город, а в поселок 40 лет Октября, это от Калуги двадцать минут на автобусе. Здесь находится школа № 28. На вид обычное здание, вокруг небольшой сад. Но очень стоит заглянуть туда — потому что эта школа — краеведческий музей.

В школе масса разных стендов, выставок, макетов, прямо глаза разбегаются. Объединяет их одно — все они связаны с Калужским краем, с Калугой или с родным поселком. В классах не просто наглядные пособия и портреты великих людей. В кабинете литературы можно узнать о писателях, а в кабинете физики — об ученых, имена которых связаны с Калужской областью. В классе домоводства можно познакомиться с местными народными промыслами, причем все эти чесалки для льна, серпы, ткани и даже старинный сарафан школьники раздобыли сами.

Пройдем по коридору и увидим класс, посвященный природе, истории Калужского края, кабинет К. Э. Циолковского, А. С. Пушкина, увидим замечательный макет «Фрагмент боя за Калугу в районе Турынинских высот», который представляет одну из страниц в ходе Великой Отечественной войны, и еще много, много интересного.

Но все это пока лишь обычное краеведение. Пусть не с таким размахом, оно ведется во многих школах. Меня интересовало другое — как насчет активной, реальной помощи реставрации и сохранению исторических памятников. Делают что-нибудь калужата? Оказалось, еще как делают!

Старшие ребята ездят на Полотняный Завод. Не подумайте,

То

это не предприятие, хлопчатобумажная фабрика там тоже работает, но не сюда ездят школьники. Полотняный Завод — название поселка на реке Суходрев. Здесь по приказу Петра I в 1718 году была основана одна из первых в России мануфактур «парусно-по-лотняный завод», из-за него так назвали и поселок.

То, что это одна из первых мануфактур, само по себе интересно, но главное — основателем ее был А. А. Гончаров, прапрадед Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина. Александр Сергеевич несколько раз бывал здесь, сюда приезжал делать предложение Наталии Николаевне. Так что Полотняный Завод — одно из главных пушкинских мест в Калужском крае.

Сейчас идет реставрация дома Гончаровых. Чем могут помочь ребята? Как всегда — подсобная работа: убрать, вынести, подмести. Но не только. В доме при Полотняном Заводе ребята покрывали крышу дранью, а в школьной мастерской изготовили для этого дома две оконные рамы. Это уже впечатляет.

Но это, конечно, дела старшеклассников. Младшим, как всегда, в основном показывают и рассказывают. Но в 28-й школе кое-что пришлось и на долю ребят помладше. Шестиклассники здесь тоже помогали изучению истории своего края — они участвовали в настоящих археологических раскопках! О том, как это было, мне рассказал ученик шестого класса Владик Юданов:

Совсем рядом с нашим поселком велись раскопки. Нас спросили, кто хочет работать, но сказали, что работа будет трудная. Но все равно все хотели участвовать. Археологи приехали в июне, как раз каникулы у нас. Места всем не хватало, и мы, чтобы никому не было обидно, разделились на группы, каждому досталось по 10 дней. На самом деле мы тогда еще совсем не представляли, как это — раскапывать.

В первый день пришли мы на место раскопок — простой луг. И с чего это археологи решили, что здесь была стоянка первобытного человека? Многие удивлялись. Дали нам инструменты: лопаты и совки. Ну, мы стали копать, а археологи смеются: «Вы прямо как картошку на огороде». Лопатами, оказывается, снимают только верхний слой, а потом надо очень осторожно землю снимать, чтобы ничего не повредить.

31