Костёр 1989-03, страница 44

Костёр 1989-03, страница 44

снисходительно, как детям, пристающим с пустяками.

Добрым людям это обидно, мог бы извиниться, попросить отсрочки, а он мелькнет на мезонин, кинув улыбку, и что-то все пишет, пишет и разговаривает сам с собой. Иногда вдруг заговорит с собакой.

У добрых людей и пес был что надо, громадный, лохматый, басистый и сидел он на крепкой цепи, прикованной к добротной бревенчатой будке. Портрет его красовался на калитке и не простой, с горящими глазами. От фосфора, добавленного в краску, она в темноте светилась, освещая зловещую надпись: «Осторожно, здесь злая собака».

Но Гайдар быстро распознал, что грозный пес в душе добряк. Встанет на задние лапы и, любуясь играющими на улице детьми, ласково машет хвостом.

— Что, мил-друг, скучно?

Конечно, чего веселого, день и собственность охранять,— подвоет

Так оно и шло, пока хозяева не рассердились. Приезжает Гайдар припозднившись, с последней электричкой, подходит к калитке и видит — стоит на лавочке его фанерный чемодан,

мм

ночь чужую в ответ пес. окончательно

вещевой мешок и на нем придавленная камешком записка. В ней отказ от квартиры за неуплату и просьба ввиду позднего времени не беспокоить.

Аркадий Петрович поежился. Наползавшая из старинного парка сырость пробирала через суконную гимнастерку, а меховой пиджак был в Москве, у кого-то из знакомых. Поездов до утра не будет.

Как нехорошо, ведь он как раз разжился деньгами и накупил в гастрономе всякой снеди, чтобы угостить хозяев как следует, за долготерпенье.

Просят не беспокоить, хотя не так уж поздно. Но собачьи глаза уже светятся, а в окнах дома темно.

Вздохнул Гайдар. Пес за забором тоже вздохнул. В одиночку кому весело.

— Эх, вдвоем веселей! — Гайдар перемахнул через забор, потрепал пса по загривку и разложил московское угощенье.

Пес оказался таким гурманом, что схрустел даже маринованные грибки, вкусно облизнувшись.

Хорошо поужинав, хорошо и соснули в добротной кЪнуре. Угревшись на теплой собачьей шкуре, не хуже, чем на медвежьей полости, Гайдар проснулся от гудков первых электричек.

Попрощался с четвероногим другом, опять перемахнул через забор и поторопился на станцию.

Проснувшись не потревоженными, хозяева обнаружили на скамейке конверт, аккуратно придавленный камешком, и в нем квартплату за все время. На калитке обнаружили они приписку — к словам «Осторожно, здесь злая собака» — было добавлено «и добрые люди».

Это хозяевам понравилось, ведь они такими себя и полагали. И, пересчитывая квартплату, денежки счет любят,— огорчались, что потеряли такого добропорядочного постояльца.

А когда пришла к Гайдару известность, они стали показывать знакомым и незнакомым, его юным читателям комнатку на мезонине, где он наговаривал вслух свои рассказы и спускался чайку, мол, попить, да поговорить о том о сем со своими добрыми хозяевами.

Очень они своим постояльцем гордились, но добром дело не кончилось. Кунцево вобрала в себя Москва, улочка ихняя была предназначена для квартала больших домов. Пришел громадный бульдозер и как нажал — и не стало их домика.

Где они получили квартиру, куда девали пса, неизвестно. Калитка с его портретом долго еще валялась на свалке, посверкивая фосфорическими глазами.

УГОЛОК ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ

Английские обувщики решили изучить вопрос: сколько человеку нужно обуви? Но для этого надо было знать, сколько же мы ходим. Оказалось, что в начале века каждый человек в среднем за свою жизнь проходил около 75 тысяч километров. Сейчас люди больше ездят в транспорте,

а пешком проходят всего 24 тысячи километров. Шутники подсчитали, что, если дело пойдет так и дальше, к 2032 году человечество вовсе разучится ходить.

На Севере Франции есть городок с населением всего 108

человек и с названием из одной буквы И. Жители очень гордились последним обстоятельством. Каково же было их удивление, когда оказалось, что города с названием из одной буквы на свете есть. Один из них У в Южной Корее, другой — А — в Норвегии.