Костёр 1989-04, страница 13

Костёр 1989-04, страница 13

Перед Новым годом в редакцию «Костра» пришла Римма Аршаковна Аладжян и, рыдая, рассказала, как погиб сын...

В редакции хорошо помнили Акопа. Позапрошлым летом «Костер» организовал следо-пытскую экспедицию на Карельский перешеек. Нужно было отыскать оружие и документы большевистской партии, спрятанные революционерами после разгрома 1-й русской революции в 1907-м году. 10 тысяч пионеров со всей страны прислали письма с просьбой принять их в экспедицию. Но отряд должен был состоять лишь из 30 человек. Акоп Аладжян из ленинаканской школы имени Орджоникидзе оказался среди тридцати лучших. И он единственный представлял пионерию Армении.

Его полюбили сразу. Сверстники дали ему прозвище «Папаша Акоп». Он считал своей обязанностью заботиться о других, хотя не был никого старше. Спрашивал, все ли сыты, тепло ли одеты? Когда зарядили бесконечные дожди, он следил, чтобы никто не промочил ноги. Отдал кому-то свой плащ...

7 декабря он шел из школы мимо универмага. Универмаг рухнул... Акопа вытащили из-под развалин на третий день. Он обнимал неизвестного маленького мальчика в красном галстуке. Может быть, хотел закрыть своим телом малыша? Защитить? Спасти?..

Я прилетел в Армению, спасательные работы уже прекратились. Некого было спасать.

Из-под руин вытаскивали лишь мертвых. Ни фоторепортажи в газетах, ни телевизионные съемки не в силах передать страшную картину беды. В Ле-нинакане я видел скрученный в спираль лестничный марш. Одинокого пса, лежащего на крыльце полуразвалившегося дома. Школу, будто разрезанную пополам огромным тупым ножом, где классы обнажились на всех четырех этажах — парты вот-вот вывалятся.

После каникул ленинакан-ские школьники в свои школы не пошли — все они в аварийном состоянии. Школами стали отапливаемые палатки. Брезентовые стены и печка посередине. Тихо на уроках. Тихо и на переменах. Еще нескоро вернутся к детям их быстрые игры и радостный смех.

В Спитаке детей я так и не увидел. Это город, в котором

почти не осталось жителей. Город без детей... Город-приз-рак... Оставшиеся в живых ребята эвакуированы. Часть из них живет и .учится в пионерских лагерях Цахкадзорского района. Зварт Мурадян, учительница младших классов, рассказала, что ученики, перенесшие землетрясение, забыли азбуку. Нужно начинать все с нуля. Вновь, буква за буквой, складываются на доске слова: «Ай-астан», «айрэник», «майрик» !.

Ереван. 4-я детская больница. Когда выйдет этот номер журнала, в больничных палатах останется еще много ребят. Многие перенесли тяжелые операции. И теперь им нужна помощь уже не хирургов, а психологов. В декабре у всех этих ребят были «потухшие души». Так выразилась Эмма Арташесовна Александрян,

Армения, родина, мама (арм.).

% яяВВmStgfflSWr

и