Костёр 1989-11, страница 36от этого?» Трудно возражать тому, кто задает такие вопросы. Ведь и правда — что бы ни говорили мы, а ни одна точка, ни одна запятая не сдвинется в романе с места. И все-таки не пожалеет тот, кто хотя бы ненадолго сам окунется в события жизни капитана Джонса. Эта недолгая, беспокойная жизнь оказывается чем-то вроде ключа к роману. Ведь даже завязка «Лоцмана» имеет своей основой десант Поля Джонса на английский берег, а сколько еще по книге рассыпано больших и малых эпизодов, в которых будто эхо отозвалась жизнь Джонса. Чтение превращается в увлекательное исследование, а сюжет приобретает ту достоверность, -что так ценится теперь у любителей документальной литературы. Но никогда бы роман Купера не заслужил такой долгой жизни, окажись в нем только литературный пересказ войны за независимость Соединенных штатов. Купер-писатель словно бы соревнуется с Купером-историком. Не всегда даже удается заметить, где кончается история и начинается фантазия автора. Тому, кто прочтет роман, конечно запомнится один из самых ярких персонажей — рулевой Том Коффин. Характер, облик этого моряка — все создано талантом писателя. Но вот доходим мы до сцены гибели Тома на борту его любимого «Ариэля». Коффин может спастись со всеми, но остается на гибнущем судне, чтобы разделить его судьбу. Кажется невероятным, чтобы военный моряк, герой исторического романа, где многое перекликается с реальными историческими событиями, чтобы этот герой вот так, «за здорово живешь», согласился погибнуть без борьбы. Но читаешь роман и понимаешь вдруг, что и в самом деле — не мог рулевой Том Коффин прожить без своего «Ариэля», и вот уже и жизнь и смерть вымышленного героя становятся для нас такой же непреложной истиной, как и война, описанная в книге. Проходят годы. Один за другим издаются романы знаменитой индейской серии Купера, и в них он снова соперничает с самим собой. Места, где разворачиваются события «Зверобоя», «Последнего из могикан», «Прерии» описаны с такой точностью, что кажется, стоит взять карту, и мигом отыщется водопад, где майор Хейворд, Ункас, Чингачгук отстреливались от наседающих мингов или то место у Великих озер, где вышел из леса Бетти Бумпо со своим приятелем Непоседой. Поразительна не только точность описаний, поразительно то, как с ней сочетается великое искусство писателя. Созданная его пером природа кажется настолько живой, что трудно свыкнуться с мыслью о том, что всего этого давным-давно нет и в помине. Ясно, что на фоне мастерски изображенной природы любая фальшь в характерах героев-была бы до обидного заметной. Но созданные фантазией Купера люди, придуманные от макушки до подошв своих мокасин, они кажутся такими же настоящими, как лесные чащи и озера тогдашней Америки. И это главная правда писателя Джеймса Фенимора Купера.
|