Костёр 1991-11, страница 28

Костёр 1991-11, страница 28

(1801 — 1872)

Казак Л у ганский

В 1833 году Пушкин написал «Сказку о рыбаке и рыбке». Один экземпляр рукописи он подарил с такой надписью: «...Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин».

Кого же спешил познакомить со своей замечательной сказкой наш великий поэт?

Казак Луганский —

— имя вымышленное, литературный псевдоним. А звали писателя и ученого, флотского офицера и врача Владимир Иванович Даль. Родился он в 1801 году в Луганске. Отсюда и его псевдоним. Но по происхождению он был не из казаков.

Отец его, выходец из Дании Иоганн Христиан Даль, первоначально служил придворным библиотекарем у императрицы Екатерины Второй. На русский лад он звался Иваном Матвеевичем. Затем он окончил медицинский факультет и работал врачом. Сын унаследовал увлечения отца. Но сначала было море.

«Гардемарин — гвардеец морской»

Так переводится с французского это звучное слово. Гардемаринами называли старшекурсников Морского кадетского корпуса в Петербурге. Позже Даль опишет в шутливых строках свое вхождение во флотскую жизнь: «В мундир нарядили, к тесаку прицепили, барабаном будили...»

Гардемарин Владимир Даль в числе 12 самых

успевающих товарищей был отправлен в заграничное учебное плавание на бриге «Феникс».

С науками Даль ладил, а с морем — не очень. Страдал от морской болезни. Это и побудило его вскоре оставить флот и заняться медициной в Дерптском университете.

В это время Даль пробует писать стихи, пьесы, прозаические произведения. Литературные занятия заставляют быть чутким к слову, его смыслу и звучанию, открывать новые слова, поговорки и пословицы. А разве не интересен быт народа? Обычаи и нравы, обряды и верования?

Первое слово было занесено им в записную книжку в 1819 году. На заснеженной равнине слышит Даль замечание ямщика о погоде: «Замолаживает»... Что это значит? Небо пасмурнеет, дело к ненастью.

Военный хирург с верблюдом, навьюченным словами

В 1828 году начинается русско-турецкая война. Студент Даль досрочно защищает диссертацию на степень доктора медицины и выезжает в действующую армию на Балканы.

Здесь он военный лекарь-ординатор подвижного госпиталя. Но он не только оперирует, вынимает пули, перевязывает раненых. Открылась счастливая для него возможность жить бок о бок с простым народом. И «жадно схватывать на лету родные речи, слова и обороты»...;

А чемодан с записями едва не пропал в военной суматохе, вместе с вьючным верблюдом. Даль вспоминает, как он «осиротел с утратою своих записок: о чемоданах с одеждой мы мало забо-тились. Беседа с солдатами всех местностей широкой Руси доставила мне обильные запасы для изучения языка, и все это погибло. К счастью,

казаки где-то подхватили верблюда... через неделю привели его...»

Способный хирург, пытливый собиратель словесных россыпей оказывается и смельчак отчаянный! Случалось, что из своего госпитального обоза скакал он в атаку с передовыми отрядами.

Строитель моста через Вислу

В Польской кампании 1831 года пришлось проявить врачу Далю недюжинные... инженерные способности. Корпус, где он служил, должен был переправиться через полноводную Вислу. Специальных понтонов не было. Из паромов, плотов, лодок и бочек по расчетам Даля был сооружен наплавной мост. По нему прошла даже артиллерия.

За умное строительное решение и за проявленную отвагу Даль награжден Владимирским крестом с бантом. !

Чиновник особых поручений за токарным станком

«...Себе дом с неделю ладил, все лощил да гладил, ничего не изгадил, сам стружил и пилил, топором рубил...» Так забавно расскажет Даль

24