Пионер 1947-08, страница 31

Пионер 1947-08, страница 31

раиыие — булыжной, современем — торцовой, асфальтовой. А древние деревянные настилы оставались глубоко в земле. При раскопках в Москве, Новгороде, Пскове часто находили такие мостовые.

Остатки такой мостовой метростроевцы встретили, например, на территории Александровского сада, за Манежем. Она шла по берегу Неглинной к кремлёвской башне Кутафье. Еловые бревна, круглые и рассечённые пополам, лежали девятью рядами: один ряд — вдоль, следующий — поперёк. Снизу этот настил поддерживали вертикально вбитые сваи. Метростроевцы разобрали эту «баррикаду» и повели работу дальше.

Иного рода препятствие метростроевцы встретили при прокладке траншеи для вестибюля Дзержинской станции. Когда-то здесь стояла Владимирская башня китайгородской стены. Станция строилась совсем близко от того места. На глубине шести метров в траншею хлынула вода. Несмотря на все принятые меры, вода продолжала прибывать.

Чтобы установить, откуда протекает вода, было решено исследовать основание Владимирской башни, сохранившееся в земле. Историки высказывали предположение, что в фундаменте башни мог находиться водоём для снабжения водой воинов в случае осады. Но метростроевцы открыли, однако, не водоём, а хорошо сохранившееся помещение, довольно просторное и высокое, с выдвинутыми вперёд тупиками, которые заканчивались бойницами для защиты крепостного рва. Подземелье служило и для хранения боевых припасов: метростроевцы нашли в нём пятнадцать каменных ядер.

Возможно, что оно было и «сл1ухом», откуда слушали, гае ведёт ли враг подкоп к крепости.

Проникнуть в это подземелье оказалось делом нелёгким. Оно было сложено из каменных плит метра в три с половиной толщины и таких крепких, что их с трудом брали автоматические отбойные молотки.

Когда подземелье вскрыли, то увидели, что оно наполовину затоплено. Воду выкачали, осмотрели подземелье и установили, что заливают его грунтовые воды. После этого стала возможна борьба с ними.

Но как же узнать, что стояло когда-то, очень давно, на том или другом месте? Вот для этого и понадобились Метрострою старинные планы и вороха дрезних актов и описаний. По ним историки кропотливо восстанавливали историю каждого участка на трассе метро: чей и когда стоял тут двор, как он был застроен, где проходим! улицы, где текла река, которой и в помине нет.

Историки обратили свою науку на службу современности. И благодаря их работе мы узнали московскую старину ещё достоверней и точней, чем раньше.

U аж интересно пройтись по Москве

If ВШ былых времён со старинным пла-Мь Ж Щг ном в руках, дополненным нашими историками! Строители метро особенно тщательно исследовали центр города. Здесь создавался

На этой фотографии вы видите Охотный ряд до реконструкции. Направо церковь Параскевы-Пятницы, сохранившаяся до 30-х годов нашего века.

центральный узел, где сходятся и скрещиваются на разных горизонтах все радиусы. Именно здесь, в одной из старейших частей города, строителей могли ожидать серьёзные трудности. Поэтому и историки обратили на этот участок особое внимание, изучив каждую пядь земли.

Пойдём туда. Совершим прогулку по старой Москве.

В Охотном ряду, где теперь высится Дом Созета министроз, несколько левей проезда с Красной площади, стояла церковь Параске-вы-Пятницы. Она была по тем временам высока и возвышалась над всеми окружающими строениями. Поднимемся на её колокольню.

Мы в XVI-XVII веках.

Справа, на холме, древний Кремль, где началась Москва, собирательница земли русской. Каменные стены и башни Кремля ещё не стары. Они построены в конце XV века. Эти стены оменили первую каменную крепость, как та в середине XIV века вытеснила прежнюю, деревянную. Из-за крепостных стен поднимаются золотые купола, расписные маковки, башенные шпили, крыши.

Мощные, умело расположенные сооружения для огневого боя надёжно защищали Кремль. Он строг и грозен.

28