Пионер 1947-08, страница 29

Пионер 1947-08, страница 29

и сипнаши-иллюминвторами, чтобы наблюдать снаружи, что творится внутри.

В этом баке Хренов и его помощники — водолазы - отработали специальные обмазки для электродов, пропитанные водонепроницаемым лаком. Результаты сложных исследований были удивительно просты.

Надо было применять такую обмазку, которая плавилась бы немного труднее, чем железный стержень. Тогда на конце электрода остаётся венчик обмазки, на котором повисает устойчивый газовый пузырь, словно мыльный пузырь на раструбке соломинки.

Во время горения дуги от неё расходится оранжевое облако — тонкие частицы ржавчины расплываются в воде. От защитного пузыря фонтаном журчат пузырьки, так что кажется, что- вода кипит. Но дуга горит спокойно и устойчиво и может плавить и резать металл под водой почти так же быстро, как и в воздухе.

За эту работу правительство присудило академику Хренову Сталинскую премию.

Значение изобретения академика Хренова огромно. Отныне пробоины кораблей и подводных лодок можно латать под водой, не заводя корабли в сухие доки.

Открываются новые пути подводного строительства. Дуга Василия Петрова зажглась в подводном мире, и рыбы глядят на неё удивлённо, словно солнце, катящееся за горизонт, и впрямь погрузилось в глубины моря...

Когда грянула война, то и электрическая дута стала на защиту своей Родины.

Не церковные колокола, как полвека назад, а броневые купола и танковые башни варила дуга Василия Петрова. И не ударам колокольного языка, раскачанного глухим звонарём, должны были сопротивляться сварные швы, а ударам снарядов противотанковых пушек.

Пушки и мины предъявили небывалые требования к прочности сварки. И тут выяснилось, что воздух, которым мы дышим, оказывается для шва отравой. Кислород и азот поглощались расплавленным металлом, и он становился ломким и хрупким.

Изобретатели стали думать над тем. как оградить место сварки от доступа воздуха.

Но не только одна эта забота тревожила изобретателей: надо было резко повысить скорость сварки.

— Больше танков! — требовал фронт.

— Больше танков! — звучал заказ народа.

На заводах всех стран сварка танков велась вручную, и это казалось теперь таким медлительным и неуместным, как шитьё солдатских гимнастёрок ручной иглой.

В лабораториях и научно-исследовательских институтах развернулось сражение за прочность и скорость сварки. И сражение это выиграл академик Е. О. Патон. Он придумал машину, обгоняющую электроды Славянова и Бенардоса настолько же. насколько швейная машина обгоняет иглу швеи.

Электросварочная машина Патона и впрямь похожа на швейную. Словно нитка в швейной машине, непрерывно подаётся к машине проволочный электрод. На конце у «нитки» иголки нет. Вместо неё пылает дуга Василия Петрова.

Но самой дуги не видно. Она засыпана слоем флюса — порошка особого состава, сыплющегося из маленького бункера, наверху. Флюс плавится в дуге и застывает каменной коркой шлака, защищая шов от доступа воздуха. Флюс, как тёплым одеялом, укутывает дугу, и от этого зной дуги возрастает и идёт почти целиком на плавление металла. Капли жидкого железа брызжут с проволоки дробной струёй. Жар дути велик, но не пережигает железо: одеяло из флюса не пускает ко шву кислород.

Головка машины резво движется -вдоль стыка броневых плит, и когда вслед за ней сбивают зубилом корку шлака, то под коркой открывается блестящий, как ртутный ручей, гладкий и прочный шов.

Изобретатели Советской страны преображают технику, а новая техника преображает человека. Поглядите на электросварщика, работающего на машине Патона. Он лишь изредка трогает податливые рычаги, сопоставив в уме показания стрелок приборов. Пропасть между умственным и физическим трудом исчезает.

Советские танкисты, сражаясь в танках, сваренных машиной Патона, увенчали себя славой героев. Званием Героя увенчан и академик Патон — высшим званием Героя Социалистического Труда.

На фронтах в бою помогала разить врага дуга Василия Петрова. Она пылала в прожекторах, и из их громадных вогнутых зеркал грозно глядело в небо её тысячекратно увеличенное огненное лицо. И, взглянув ей в лицо, слепли вражеские лётчики.

В институтах и' лабораториях учёные трудятся над увеличением яркости электрической дуги. И изобретения Яблочкова продолжают подсказывать им дорогу.

Выдающийся советский прожекторист профессор Н. А. Каряхин разработал прожекторные угли повышенной яркости. Они с виду похожи на карандаш. Но у них из графита не сердцевина, а оболочка. В сердцевине же запрессован химический состав, умножающий яркость пламени.

За свои необыкновенные угли Н. А. Каря-кин с помощниками удостоен Сталинской премии.

И когда прогремел салют Победы, то дуга заняла в нём по праву почётное место: гордо развернулся в небе веер прожекторных лучей. Так силен был этот залп лучей, что, по утверждению астрономов, блеск прожекторных зеркал мог бы быть виден простым глазом с Луны.

Электрическая дуга занимается ныне тысячами мирных дел.

И когда знаменитый советский электротехник академик В. П. Никитин задумал сделать подарок комсомольской молодёжи, восстанавливающей города, он подарил ей дуговой электросварочный аппарат «Комсомолец» собственной конструкции. Из бывалых, умудрённых опытом рук переходит дуга в молодые, горячие руки. Кто знает, каким ещё новым чудом обернётся дута в новых руках!

Неугасимо горит дуга Василия Петрова и пронизывает светом глубины морей и лучами достигает лунного диска.

Это русское солнце светит во вселенной — солнце русской науки!

26