Пионер 1959-08, страница 75

Пионер 1959-08, страница 75

дороге остался только хромой толстяк. Он бежал к машине.

Что он делает?.. Нагнулся и схватил Колю! Бросил его в кузов!.. Машина разворачивается... Витя готов был метнуть и третью гранату, но удержался и стремглав бросился к лежавшему невдалеке гитлеровцу, чтобы завладеть его автоматом. Но уже ничего не смог сделать. На большой скорости машина увозила Колю к деревне...

Только теперь Вите стало по-настоящему страшно. Он повернулся и бросился бежать назад, к лесу. Скорее добраться до Силаева и все ему рассказать! Ноги несли его все дальше от страшного места.

Когда вдали замаячила желтая полоска леса, он почувствовал, что должен хоть немного передохнуть, и присел на обочину. Мешок с хлебом и гранатами остался в кустах, и только сейчас, ощутив голод, Витя вспомнил об этом.

Его раздирали сомнения. Ну, хорошо, прибежит он к Силаеву. А дальше что? Если даже Силаев пошлет группу партизан выручать Колю, то пока они доберутся, Колю наверняка убьют. Видно, он очень нужен полицаям, если даже в панике этот дядька о нем не забыл.

Чем больше размышлял Витя, глядя на широкие, по-осеннему поблекшие поля, тем яснее становилось ему, что возвращаться в партизанский лагерь не следует. Надо попытаться помочь Коле.

Он нагнулся, подобрал с земли автомат, накинул его на плечо и пошел нйзад, еще не решиз, что ему делать. Проникнуть в деревню и узнать где спрятан Коля? Или, притаившись где-нибудь, ждать, пока его поведут, и обстрелять охрану?.. Конечно, все Витины планы были наивны. В глубине души он и сам понимал это.

У поворота дороги, когда до разбитого грузовика оставалось меньше двухсот метров, Витя вдруг бросился в придорожный кювет. От деревни снова мчалась знакомая машина. На этот раз она была не одна, за ней шла другая, битком набитая полицаями.

Машина остановилась на довольно большом расстоянии от кустов; полицаи рассыпались цепью и, стреляя из автоматов, стали их окружать. Колченогий староста, выйдя из легковой машины, командовал, но сам старался держаться подальше.

Подкравшись ближе, один из полицаев метнул в кусты гранату, за ней другую... Затем, разом вскочив, полицаи с разных сторон устремились навстречу друг другу, ломая ветки.

Витя видел, как полицай, бросавший гранаты, вышел из кустов, размахивая Витиным мешком. Староста отобрал у него мешок и вытряхнул его содержимое на землю. А потом он вынул бинокль и стал внимательно осматривать окрестности.

Витя притаился. Если полицаи поедут по дороге к лесу, то они сразу заметят его.

Время шло, а машины не было слышно. На всякий случай он проверил автомат. Патронов много, он будет защищаться... Но что же все-таки делают полицаи? Витя чуть приподнялся и выглянул на дорогу. Полицаи грузили ящики на машину. Трупов уже не было видно: их, наверно, уложили раньше. Витя опять лег в кювет, выставив вперед автомат. Он решил стрелять первым, как только покажутся полицаи.

Время тянулось томительно долго. Наконец он услышал, как глухо заурчал мотор. Куда поедет машина?.. Сюда? Шум стал удаляться. Витю так и тянуло взглянуть на дорогу, но он удерживал себя. Выждал еще немного и приподнялся.

У него вырвался вздох облегчения: машины одна за другой удалялись, а вслед за ними строем шли полицаи. На обочине дороги колесами кверху валялись лишь смятая машина и обломки разбитых ящиков.

Витя выждал, пока полицаи отошли подальше, и осторожно приблизился к тому месту, где хромой толстяк вытряхнул содержимое вещевого мешка. Гранат не было. В пыли валялись куски хлеба. Какое счастье!

Под зубами хрустел песок, но Витя с жадностью ел, чувствуя такой острый голод, какого не ощущал никогда.

Сгущались сумерки. Тяжелая, темная туча нависла над полем, и холодные капли дождя упали на шею и руки, поползли по лицу. Витя поднял воротник пиджака и потуже запахнул его. Съев хлеб, он почувствовал, что снова может идти. Но куда?.. Его тянуло поближе к деревне. «Не может быть, — думал он, — чтобы там не нашлось добрых людей. Надо спрятать где-нибудь автомат, дойти до крайней хаты и постучаться. Документы у меня в порядке, справка есть, может, и пустят...» И Витя твердо решил, дождавшись темноты, идти в деревню.

75

d V

Взрыв потряс зьмлю.