Пионер 1959-08, страница 80

Пионер 1959-08, страница 80

почетное звание лауреата Международной премии мира.

Книга А. Тверского «Песня над Босфором» о жизни и творчестве несгибаемого коммуниста, доброго и умного друга людей будет с радостью читаться всеми, кому дорога поэзия и борьба, кто хочет больше знать о замечательном человеке Назыме Хикмете.

Л. Разгон

а сердце мое всю ночь горит, оно с далекой звездой говорит. А вы говорите: «Тюрьма. Никотин. Надо бросить курить...»

Разве можно лечить сердце мое, сердце мое лечить!!

Перевел Ярослав Смеляков.

В погоне за невидимым

Тридцать лет назад инженеры крупнейших автомобильных фирм Америки были озабочены. Новые быстроходные машины, которые начали выпускать их заводы, выходили из строя одна за другой.

Такие же непонятные катастрофы стали происходить и в авиации. Пикирующие с бешеной скоростью самолеты в момент выхода из стремительного падения неожиданно испытывали какой-то страшный внутренний удар и рушились наземь.

Долго искали конструкторы причину катастроф и наконец нашли. При огромных скоростях новых машин оказалась недостаточной та шлифовка деталей, которая до сих пор считалась вполне удовлетворительной.

Механики возмущались.

■— Да посмотрите на этот вал!—говорили они.— Ведь он так тщательно обработан, что блестит, как зеркало!

Но конструкторы рассматривали вал через особый микроскоп, и тогда механики могли убедиться собственными глазами, что казавшаяся блестящей и гладкой поверхность металла на самом

деле покрыта греоешками мельчайших зубцов.

Ни глазами, ни на ощупь этих зубцов не обнаружить. Их высота — несколько десятых долей микрона, а микрон — это всего лишь одна тысячная часть миллиметра. Но и такой ничтожной неровности порой достаточно, чтобы вывести из строя машину.

Бот тогда-то и появилась нужда в особых приборах, которые могли бы показывать абсолютно точно, насколько гладка поверхность той или иной детали мотора.

Но как создать такой чувстви

тельный механизм, который улавливал бы на ощунь неровности, в сто раз более тонкие, чем самый тонкий волос? И не только улавливал, но и рисовал на бумаге в увеличенном виде и точно высчитывал их высоту.

Над этой задачей невообразимой сложности бились инженеры многих стран. Советские конструкторы ее решили. Они создали чудо-прибор.

О том, как шла эта погоня за невидимыми гребешками, рассказывает вышедшая в Детгизе новая повесть Юрия Вебера «Профиль невидимки». Его книга получила первую премию на Всероссийском конкурсе на лучшую детскую книгу о науке и технике. Обязательно прочти эту повесть! Читать ее интереснее, чем самый захватывающий роман о приключениях, так увлекательно она 'написана. А попутно узнаешь и много любопытного об изобретателях и ученых, создающих новые, невиданные машины, побываешь в заводских цехах и научных лабораториях и увидишь много такого, о чем и не подозревал.

А. Дорохов

П и о нер—друг октябрят

Пионер — друг октябрят. Но ведь октябрята маленькие. Это совсем особенный народ. Они многого не знают, многого не умеют. С ними не так-то легко работать. Ведь их надо воспитывать. Вожатый звездочки — это уже воспитатель.

Как же и чем помочь октябрятам? Чем их порадовать? Какие проводить с ними игры? Как передать им полезные навыки и привычки? Как сделать их дружными? Все это мож

74

но узнать из хорошей книги «Октябрята», которую написала Н. Панова. На обложке этой книги напечатано, что она для вожатых октябрятских групп. Но она будет хорошим советчиком и для вожатых звездочек. И (сказать по секрету?) многое из того, что вы прочитаете в книге «Октябрята», пригодится вам для вашего звена. Например, игры. Умеете ли вы играть в Красную Шапочку и Серого Волка? Нет? Жаль, это очень весело! А кто такие Помогай, не знаете? Вы и с По-могаями познакомитесь в книжке. И научитесь лесным играм. Словом, эта книга — отличный помощник для каждого пионера— друга малышей.