Пионер 1980-12, страница 24

Пионер 1980-12, страница 24

В ДЕКАБРЕ 1980 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ ЛЕНИНСКОЙ ГАЗЕТЕ «ИСКРА»

И ВОЗГОРАЛОСЬ ПЛАМЯ!

Владимир Ильич Ленин. 1900 г.

Где-то далеко-далеко осталось раннее утро нашего века. Прошло восемь десятилетий, свершились три революции, отгремели три войны. Сменилось не одно поколение, и многое из того, что волновало Россию тогда, на рассвете столетия, давно поросло травой забвения.

Но время не властно над событиями, связанными с жизнью Владимира Ильича Ленина, с историей партии коммунистов. Они живут и всегда будут жить в народной памяти.

На исходе девятнадцатого века, весной 1898 года съезд в Минске провозгласил рождение первой в России политической партии, дал ей имя.

Ее назвали РОССИЙСКОЙ, а не Русской, подчеркнув этим, что партия объединяет трудящихся всех национальностей, борется против национального гнета, за братство народов.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ, ибо главная цель пролетариата и его партии—создание нового общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ, так как ближайшая задача партии—свержение самодержавия, установление народовластия.

РАБОЧЕЙ, потому что партия —передовой, организованный и сознательный отряд рабочего класса.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИ-ЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ. Она была еще малочисленна и слаба. Но она была! Она существовала! Набатно прозвучали слова ее Манифеста: «Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и с буржуазией до полной победы социализма!»

Весть о съезде дойдет и до дальнего сибирского села Шушенское. Порадуется Владимир Ильич. С величайшей гордостью скажет своим товарищам, что отныне считает себя членом этой партии. «Мы тоже все,— вспоминает старый партиец Пантелеймон Николаевич Лепешин-ский, — с 'большим удовольствием подхватили новый для нас мотив и .как будто сразу выросли в собственных глазах».

Невеселое дело—ссылка. Хоть и не тюрьма,

а все равно неволя. Покрепче замков и решеток стерегут ссыльного леса, болота, тысячеверстные расстояния. Только и праздник, когда долетит в таежную глухомань добрая весть издалека, с воли.

Все мысли Владимира Ильича—о будущем, о партии. Как ни радостна была весть о первом съезде, он понимал, что дело создания организации революционеров только начато. У партии нет ни устава, ни программы, она разобщена по мелким кружкам.

В Шушенском обдумывает Ленин план создания общерусской политической газеты. Она видится ему лесами на стройке единой, сплоченной революционной партии.

Сразу же, как только окончился срок ссылки, с головой ушел Владимир Ильич в заботы по созданию ГАЗЕТЫ. По пути из Сибири к месту своего временного жительства—в Псков он побывал в Уфе, Москве, Петербурге. Потом ездил в Нижний Новгород, Самару, Сызрань, Подольск, Ригу, Смоленск, снова посетил Петербург и Уфу.

Устанавливал связи, подбирал людей. Создавал ту прочную, так и не порушенную никакими полицейскими репрессиями сеть, через которую потечет в Россию «Искра»— коллективный пропагандист, агитатор, организатор.

Летом девятисотого года жандармский офицер, осматривавший на пограничной станции багаж помощника присяжного поверенного Владимира Ильича Ульянова, сообщил начальству, что имущества у данного пассажира почти никакого нет, лишь книги, в большинстве своем экономические, а из беллетристики только две — Гете и Некрасов.

Мысленно проследуем за пассажиром с кипой книг. Лейпциг и Пгага, Женева и Цюрих, Мюнхен и Лондон. Таков был путь Ленина и других русских революционеров: то на восток, в сибирские снега, то на запад, подальше от «голубых мундиров», от «их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей».

Долгая разлука с Родиной была вынужденной, необходимой. Отсюда, из Западной Европы, сподручнее было вести наступление на са-

©