Пионер 1988-04, страница 57

Пионер 1988-04, страница 57

ский пианист Альфред Корто играет вальсы Шопена.

...Да, здесь почти ничего не осталось от привычного уху танцевального рисунка. Ритм вальса то слишком быстрый, бравурный, то слишком уж плавный, тягучий, и эти переходы возникают на каждом шагу. «Большой блестящий вальс» — так назвал Шопен сразу несколько своих вальсов (у меня на пластинке их три — номер 1, 3 и 4 из сочинений 18 и 34). Но как разительно отличает-- ся ля-минорный от ми-бемольного, первый от третьего! Как будто бы первый— о встрече двух близких людей, а третий — об их расставании. Как настойчиво входят в его и без того печальную, сжимающую сердце мелодию мрачные басовые раскаты! Будто стучит в дверь, настойчиво стучит посыльный в черном: «Господин Шопен, пора ехать!»

...Совсем юношей Шопен покинул родную Варшаву, жил в Париже и Лондоне, в самых дальних уголках Европы. Он быстро потерял здоровье, не нашел счастья в любви, не было у него дома и семьи, а короткие встречи с родными, которые приезжали к нему из Польши, запоминались на всю жизнь, ведь это были единственные дни, когда Шопен мог почувствовать себя дома.

Но вот снова торопится, летит, трепещет на ветру пронизанный солнцем, светом шопеновский вальс! И только иногда остановится— словно бы задумается, оглянется назад или гордо вскинет голову, расправит плечи царственная его осанка... ^ Концерты Шопена были чудес-* ным открытием для современников, н Ведь до него фортепьянные галопы >< и менуэты были лишь блестящими ^ музыкальными поделками. Чем-то ^ вроде забавных игрушек, ярко s и безвкусно раскрашенных А Шо-£ пен, используя танцевальную Genes' ву, привычную для уха форму, слов-£ но бы разбил ее на десятки причуд

ливых отражений, сделав каждый вальс ареной для столкновения самых разных «персонажей»: тоски, страсти, нежности и печали.

Короткая форма, форма миниатюры (кроме вальсов, Шопен писал еще мазурки, экспромты, полонезы, баллады, этюды, прелюдии), открывала композитору новый путь в музыке. На смену строгим, классическим построениям в начале XIX века в музыку пришла вольная фантазия художника, фортепьянная импровизация, полутона, оттенки, летучие настроения, бурные вспышки эмоций.

В музыку пришел современный человек — романтик, мечтатель, сложный и противоречивый художник. Он открыл новые возможности музыкального инструмента и новые возможности музыкального творчества, сделав его более индивидуальным, подчинив его личностному, душевному началу.

...В этом, мне думается, и ответ на «странно» звучащий сегодня вопрос: почему Шопен писал вальсы?

Для того чтобы оценить этот смелый шаг, сделанный Шопеном, вам надо узнать многое о классической музыке, которая существовала до него,— о музыке Моцарта, Баха, Гайдна, Вивальди.

Ну, а пока попробуйте выполнить первое задание нашего конкурса: прослушайте пластинку с вальсами Шопена и дайте каждому вальсу СВОЕ НАЗВАНИЕ.

Может быть, это будет НАЗВАНИЕ ИЗ ОДНОГО СЛОВА, а может быть, ЦЕЛЫЙ РАССКАЗ или СТИХОТВОРЕНИЕ?

Главное— попытайтесь увидеть то, что переживал автор в каждой из своих коротких и очень наполненных эмоциями и мыслями пьес.

Выполнив задание, пришлите в «Музыкальное лото» письмо. Победителей нескольких туров конкурса ждут призы.

ВСЕ ГОВОРЯТ: «СЛУШАЕШЬ МЕТАЛЛ? ЭТО ЖЕ НЕ НАША МУЗЫКА!» А ВЕДЬ ЕСТЬ И НАШИ АНСАМБЛИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ТОМ ЖЕ СТИЛЕ. РАССКАЖИТЕ О НИХ. (Дима Кутяпин, Горький.)

— Верно, такие группы есть. Самые интересные из них: «Круиз», «Ария», «Черный кофе», ну и, наверное, «XX век». Есть хорошие исполнители, аранжировщики, есть и более или менее удачные вещи. Но говорить о том, что у наших коллективов в «тяжелом металле» свое, особое лицо, я бы пока не стал.

НЕУЖЕЛИ ПРАВДА, ЧТО НАШИ ГАЗЕТЫ РУГАЛИ ГАСТРОЛИ АНСАМБЛЯ «МОДЕРН ТОКИНГ»? ВЕДЬ ЭТО ЖЕ СУПЕРЗВЕЗДЫ! (Коля М., Москва.)

— По-моему, рецензии были объективные. Писали, что музыка «Модерн токинг» давно вышла из списков популярности — и это правда. Писали, что вряд ли стоит приглашать неполный состав— ведь Томас Андерс приехал один... Все правильно!

ПОЧЕМУ ФИРМА «МЕЛОДИЯ» НЕ ВЫПУСКАЕТ ПЛАСТИНКИ С ЗА- | ПИСЯМИ ЛУЧШИХ ЗАПАДНЫХ | ГРУПП? (Юля Долгих, Хабаровский § край.) ^

— У тебя, Юля, несколько уста- ^ ревшие сведения. В прошлом году |Г на фирме «Мелодия» вышло не- ^ сколько довольно «свежих» дисков таких групп, как Ю-Би-40, Алан Пар- ° сонс, ну и несколько других. А глав-ное, начался выпуск серии «Рок-архив» (конечно, ее будет очень 2 трудно купить, так что следи!), где <ъ выйдут в свет лучшие произве- £ дения рок-музыки шестидесятых, ? семидесятых годов, например, о «Дорз», «Роллинг-Стоунз». о