Пионер 1990-07, страница 42

Пионер 1990-07, страница 42

аудитория

Сегодня журнал «Пионер» открывает новую рубрику с названием строгим и немного торжественным — АУДИТОРИЯ.

Представьте: вы вошли в нашу АУДИТрРИЮ.

Под высоченным потолком полукругом расположены огромные окна — вот откуда столько света и воздуха! Деревянные кресла карабкаются снизу вверх, как в древнегреческом театре. Внизу — сцена с черной доской в глубине и кафедрой. Кафедра — сердце нашей АУДИТОРИИ. На нее поднимутся ученые — кандидаты, доктора наук, а может, и академики. И расскажут вам, ребята, о том, чего вы пока еще в своей жизни не слышали и о чем, может быть, даже и но думали.

Итак, добро пожаловать в АУДИТОРИЮ!

ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕБЕ МИР НАШИ ПРЕДКИ

Беседу о славянской мифологии ведет кандидат филологических наук Серафима Евгеньевна НИКИТИНА.

Ясный летний день. Сухая проселочная дорога. Никого вокруг. И вдруг впереди столбик песка поднялся с земли, закрутился, пробежал и рассыпался.

— Видишь,— шепотом говорит мне старушка (она живет в деревне, куда мы идем),— видишь, нехороший там...

— Нехороший? — не понимаю я.

— Он. Пыль столбом, а никто не проехал. Кинешь нож — ножом в лесу встретит.

Я догадываюсь. Старушка говорит о лешем, но назвать его боится. А это поверье — что черт или лесной может являться в виде вихря,— какое же оно древнее! И живет не только у русских, но и у других славян.

Пока мы доходим до дому, я узнаю и как «он», «нехороший», водил в прошлом году три дня по лесу маленького Федю. Родители изругали: «Чтоб тебя черти взяли!» Ну и взяли... Насилу нашли потом ребенка. И что есть люди, которые с «нехорошим» знаются, «он» к ним в гости приходит, а они «его» шаньгами с мохом кормят...

Вот сегодня мы и поговорим о леших, домовых и прочей «нечисти», а также о богах и героях, которые живут до сих пор в сказках и преданиях.

О богах, которые пасли коз «

и воевали друг с другом

Давным-давно, гысячелетия назад, первобытный человек представлял весь мир одушевленным. Все в его мире было живым: и вселенная, и космос, и каждый камень, и пень в лесу. Везде были духи-хозяева, добрые и злые, враги и помощники человека. И все в том мире могло превращаться друг в друга. Человек мог превратиться в лису, в дерево, в камень... и вновь вернуться к человеческому облику.

Ученые называют такое представление о мире мифологическим мышлением.

Мифы есть в культуре каждого народа. Греческая, индийская, египетская мифологии донесены до нас великими художественными творениями — такими, например, как «Илиада» и «Одиссея», «Рамаяна»» и «Махабхарата». У некоторых народов мифы сохранились до нашего времени в форме сказок — таковы, например, мифы коряков и чукчей. Славянской мифологии повезло меньше. Древнейшие славянские представления об устройстве мира, о богах и демонах и их взаимоотношениях частично были утеряны, а частично так изменились, что ученым стоит большого труда увидеть их корни в некоторых фольклорных произведениях.

Славянская мифология делится на две большие группы: высшую мифологию — это сказания о богах, о святых и низшую мифологию, или демонологию — мифы о дьяволе, чертях и им подобных.

Богов было несколько. Был Перун — бог-громовержец. О нем мы знаем из балтийских источников, поскольку у балто-славян мифология общая. Перун бился с Белесом — «скотим богом», все время отбирая у него то скот, то жену. У Перуна была жена Перынь.

Были еще: Сварог — бог огня и света, его сын Дажьбог — бог Солнца, была богиня Мокошь — покровительница женского труда...

В 980 году князь Владимир устроил пантеон языческих богов, которых через восемь лет, с приходом христианства на Русь, скинули в Днепр. О богах как-то быстро забыли. Только в «Повести временных лет» о них сказано. В истории, в памяти народной они будто бы не сохранились. Но произошло замечательное превращение: многие функции богов преж-