Пионер 1990-07, страница 45Мне объяснили, что если этот заговор трижды повторить, то вор не уйдет. Вокруг него образуется стена, и вор, попав в ваш дом, там и останется. Чет-нечет С древнейших времен люди думают, что мир живых и мир мертвых связаны между собой. Все, что происходит в мире живых, может как-то сказаться на покойниках. Мертвые могут посещать живых. В разные времена года, в разные календарные праздники. И поэтому многие славянские обряды связаны со встречами и проводами уже умерших. Есть и песни на эту тему. Вот сдна, записанная в Полесье. Именно там сохранилось очень много славянских черт, которые есть еще — неожиданным образом — в Македонии, Сербии. Песня говорит о том, как к дочери приходит умершая мать. Дочь ее встречает и провожает. Обратите внимание, что дочь провожает мать за два бора, за две речки. Четное число — число мертвых. До сих пор мы приносим покойным четное количество цветов. А когда идем на день рождения, в гости — дарим нечетное. Нечетные числа в мифологии связаны с жизнью. В свадебных песнях везде будет число три. Все делается трижды. А вот здесь — дважды. Еще солнце не заходило, А до мене щось приходило Не середа дай не пятюнка, Приходила моя матюнка. Вана з мене не обедала, Тольки мене пообведала, Вана з мене не полудняла, Тольки мене приголубила. Вана з мене не вечеряла, Тольки мене запечелила. Проведу я свою матюнку За две речки, за две бьютрью, За два бора, за два густые, Повернуся я, назад гляну — Чи стоишь ты, моя донечку? Чи травинка ножки спутала, Чи калинка вочки закутала. Мать сыра земля — хлебодарница Есть в фольклоре всех славян такой образ — Мать Сыра Земля. Все произрастает из Матери Сырой Земли, все в нее уходит. Кормилица, хлебодар-ница — так ее называют. Это одушевленное существо. сострадающее и утешающее. К ней обращаются в трудные минуты жизни. Она может благословлять, и ей даже каются. Известны духовные стихи, где молодец кается Матери Сырой Земле в грехах, и она говорит, какие грехи можно отмолить, а какие — смертные — нет. Мы можем воспринимать это как образ, как художественную фантазию. Однако до сих пор в некоторых местах старообрядцы, у которых нет священников и которые могут каяться в своих грехах простым «мирянам», если рядом ^ нет человека, а приходит смерть, каются Матери х Сырой Земле. ^ Про мифологическое ощущение мира можно рас- ш сказать" много. Изучать, как представляли себе мир < разные народы, необычайно увлекательное дело, s И что очень важно: оно дает возможность не только х заглянуть в далекое прошлое, но и узнать лучше о самих себя в настоящем. о.
|