Пионер 1990-08, страница 24

Пионер 1990-08, страница 24

Печальная у нас картина получается. Неужто и вправду не существует эталона справедливости?

Но может быть, эталон справедливости — сила? На чьей стороне сила, на той стороне и справедливость?

«В нашем классе все издеваются друг над другом, а особенно над одним пацаном. Его заставляют носить портфели каждую перемену из класса в класс. Я не думала, что даже учителя бывают такими подлыми. Все о том же пацане. Ведь знают же учителя, что он никогда ни в чем не виновен, только лишь в своей беззащитности. Зачем ругать его, поверив низким ученикам? Просто не хотят скандала, зная, что если на них повысить голос, то базар будет на весь урок. И знают же эти учителя, что эти «невинные овечки» свалили все на «виноватого волка». Так унизительно смотреть на сцены в классе, где «сильный» издевается над «слабым». И только попробуй что-нибудь сказать против, сразу ответ: «Еще будешь гавкать, так же будет». (Марина, 14 лет, Буденновск Ставропольского края.)

«В нашем классе есть ребята, которые издеваются над слабыми. Мир жесток. И если не ты, то тебя. Не думайте, что я издеваюсь над слабыми. Наоборот. А те ребята, они хорошие пацаны. Но если бы я их спросила: «У вас совесть есть?» — они бы только удивились, что этот вопрос задаю им я. И ответили бы: «Не-а». И тем не менее мы дружим. В них есть и совесть, и достоинство, и честь, и застенчивость, и они свободны, несмотря ни на что. И их не мучит совесть, потому что они думают, что всегда правы *. В каждом человеке есть гордость. Может, и не в каждом. Но если в компании хоть двое гордых, то будут ссоры: кто окажется сильнее, будет лидером. Слабый же в зависимости. А зависимым быть не хочет никто. Поэтому будут ссоры, наглость

* О людях, которых не мучает совесть, стоит поговорить отдельно. Мне-то кажется, что эти «хорошие пацаны» и не знают, что такое «совесть». А от этого незнания так и уверены во всегдашней своей правоте. Но думать, что ты прав, и быть правым — вещи разные.

и грубость. Мир жесток, и если не ты, то тебя». (Марина М., Москва.)

Не случалось ли вам наблюдать, как в «вашем классе» появлялся новенький, который выходил победителем в схватке с сильнейшим, захватывал лидерство и устанавливал свои собственные законы справедливости? Приходилось? И вы сделали вывод: кто сильнее, тот и справедливее? А почему бы до другого не попытаться додуматься: на каждого сильного есть еще более сильный (мы об этом уже говорили, но кое-что стоит повторять).

Ну, конечно, когда появляется новый лидер, прежний может и не сдаться «без боя». Начнет, например, самбо заниматься. И вновь лидером в классе станет. Но тут побежденный запишется в секцию бокса. И снова победит в схватке. Но побежденный изучит каратэ. И победит опять... Как говорят военные: эскалация силы до полного взаимного уничтожения.

Если кто-то считает это справедливым — мир ему...

Сердце к правде порывалось

Впрочем, некоторые предпочитают другой вид справедливости — справедливость равенства (или, скорее, справедливость уравнительную). Поборники такой справедливости рассуждают так: «Если я не имею джинсов, то и другие не должны иметь; если у меня нет видео, то наличие видео у Лешки — несправедливость; если я учусь ни шатко ни валко, то любой отличник — подлиза и будущий бюрократ». Хочешь не хочешь, а вспомнишь историю о том, как однажды Бог сказал человеку: «Проси у меня, что хочешь, но знай — твой сосед получит того же вдвое больше». «Господи,— ответил избранник Бога,— выколи мне один глаз».

Да, между прочим, зачастую уравнительной справедливости добиваются с помощью силы: снимут, например, модные штаны с нарушителя закона справедливости — и вся недолга...

Не буду ручаться за остальных, но мне самой оба эти варианта справедливости — и силовой, и уравнительный — не нравятся. Но не может же быть, чтобы только такие эталоны справедливости и существовали. Неужто иного выбора нет? Или и в самом деле «справедливость вроде запаха — мы ее чувствуем, но не можем дать твердого определения». (Галя Андреева, Омск.) А может, попробуем поискать такое определение? Вдруг да отыщется ответ?

«Справедливость — это когда человек умеет правильно и честно оценивать качества и знания других людей. Этот человек не лицемерен, находит в себе недостатки, у него чистая совесть, он не вор. Если это учитель, то, вызвав ученика, он не поставит ему отметку выше, чем тот заслуживает. Там, где справедливость — там и честность». (Мария Сычева, Киев.)

«Думаю, что человек справедлив тогда, когда совершает поступки по зову своего сердца, звуку своего внутреннего голоса. Мне кажется, сердце у любого человека не способно внушить ему зло. Злых сердец не бывает». (А., 14 лет, Сольвычегодск Архангельской области.)

«Справедливость — это одинаковое отношение к людям, независимо от занимаемого положения в обществе». (Александр Беглов, 14 лет, Москва.)

«Мне кажется, справедлив человек тогда, когда, обдуманно и все рассчитав, совершает какие-нибудь поступки. Даже не честный и не свободный человек

22