Пионер 1990-10, страница 5

Пионер 1990-10, страница 5
перестройка:

Разговоры о рыночной экономике ты наверняка

слышишь чуть ли не каждый день. И замечаешь, что кто-то произносит эти слова с надеждой, а кто-то — с тревогой и даже со страхом. Одни ждут от перехода к рынку молочных рек с кисельными берегами, а другие — ухудшения жизни, безработицы и всяких иных бед... Так кто же прав, и что же это за штука такая — рынок?

Лучше всего о рынке написал Карл Маркс в своей главной книге «Капитал». Книга эта интересная, но трудная и пока нам с тобой, как говорится, не по зубам. Поэтому выберем более доступный путь. Давай-ка отправимся с тобой на самый обычный рынок, то есть базар, который есть в любом городе и поселке. Понятно, базар — вовсе не точная копия того, что экономисты называют «рынком». Однако и здесь мы сможем увидеть многие признаки рыночной экономики.

Первое, что ты замечаешь на базаре, это возможность выбрать. Смотри, как много всего: десять человек торгуют редиской, пятнадцать — огурцами, двадцать — морковкой, укропом и другой зеленью. Правда, вкусная черешня — всего у двух-трех продавцов, и цены... А вот цены разные, и это вторая особенность, которую мы с тобой замечаем на рынке, если сравнить его с обычным овощным магазином. Там. в магазине, цены на одинаковые продукты тоже одинаковые, или, как говорят, «твердые». А на рынке они «плавающие». Скажем, у одной продавщицы редиска свежая и крупная, а у другой — мелкая и вялая, и тебе совсем нетрудно будет решить простую задачу: какая дороже? Правильно. Конечно, та, которая лучше.

Есть и еще один секрет рынка — чем больше людей торгует, к примеру, той же самой редиской, тем она дешевле. Это ведь тоже понятно. Никому не хочется уносить домой нераспроданный товар, поэтому к концу торгового дня продавец часто даже снижает первоначальную цену. Случается, вынужден продавать и себе в убыток, но уж лучше хоть небольшая выручка, чем вообще никакой, верно? Однако, если прошлым летом какой-нибудь огородник понял, что редиской ему торговать невыгодно (ее слишком много на рынке и потому приходится продавать чересчур дешево), то на следующий год он возьмется за выращивание, например, клубники или

патиссонов, на которые покупательский спрос больше.

Мне кажется, что на этих простых примерах ты уже можешь понять главное свойство рынка — он сам себя регулирует. То есть регулируем-то в конечном счете мы с тобой, покупатели. Если никто не хочет покупать какой-то товар, нечего и приносить его на базар — зачем зря место занимать? И гнилые или вялые овощи мы с тобой не возьмем, и кислую мятую клубнику не купим — значит, продавец заинтересован в том, чтобы торговать хорошим товаром.

Конечно, законы «большой» экономики гораздо сложнее. Но их все-таки вполне можно сравнить со знакомым нам рынком, и тогда мы увидим удивительные вещи! Например, узнаем, что фабрика, где шьют некрасивые и немодные платья (которые никто не покупает), не только не разорилась, но даже наоборот. Все на этой фабрике — от швеи до директора — исправно получают зарплату и даже премию. «За что же премия?» — удивишься ты. А за то, представь себе, что фабрика нашила своей безобразной продукции больше, чем было положено по плану. И никого из работников совершенно не волнует дальнейшая судьба злополучных платьев-уродцев, все равно, куда они отправились — в магазин или прямиком в утиль.

Ты, конечно, понимаешь, что по законам рынка такая фабрика должна была бы разориться в мгновение ока. Но, как видишь, не разоряется, потому что в приведенном примере работают не рыночные законы, а противоположные им правила административно-командной системы. В этой системе, о которой, я не сомневаюсь, тебе тоже приходилось немало слышать, все происходит, как в сказочном королевстве кривых зеркал. Вместо естественных законов — придуманные. Например, такой: сколько нам с тобой нужно на пять лет колготок и какого размера, цвета и фасона — решает организация под названием Госплан. А ведь, кроме колготок, нужны еще карандаши и грузовики, тетрадки и вязаные шапочки, экскаваторы и гвозди, и еще миллион разных вещей. Ну разве все это возможно заранее спланировать сверху? Вот потому-то и исчезают время от времени с прилавков то мыло, то пододеяльники, то фломастеры, а взамен появляется слово ДЕФИЦИТ.

А интересно, бывает ли дефицит на рынке? Обя

3

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Журнал пионер в перетройку

Близкие к этой страницы