Пионер 1990-12, страница 48

Пионер 1990-12, страница 48

ответил он с интонациями изысканной, необыкновенной, такой, какую никогда не сыщешь на Земле, вежливости.— Но, как мне представляется, в первую очередь вас должны интересовать преждевременные машины времени?

Костя и Петр разглядывали его во все глаза. Человек как человек, бородач. И все-таки какое-то совершенно необыкновенное существо, которому открыты самые непостижимые тайны. Не человек... Но кто он, откуда, представитель какой сверхцивилизации, взявшей на себя заботу о других, причем она простирается даже и по временной шкале?.. Л Изобретатель с горящими глазами никак не отрывался от кроманьонца, безымянного изобретателя первой ракеты.

— Нет-нст, нас все интересует! - сказал он жадно.

Однако коллекция машин времени, пожалуй, самая обширная среди всех остальных,-ответил начальник патруля. Это может показаться парадоксальным, но принципиальная идея этого изобретения действительно довольно проста. Машину времени много раз заново изобретали разные люди, однако пользоваться ею цивилизация должна лишь по достижении определенных моральных высот и только чисто в познавательных целях. В двадцать втором веке, например,— начальник патруля внимательно и многозначительно взглянул в лица Изобретателя, Верочки, Кости и Метра, уже никому на Земле просто не могло бы прийти в голову отправиться, скажем, в двадцать пятый век с сумками, рюкзаками, чемоданами.

Петр отчаянно покраснел. Он снова вспомнил, что тайна Изобретателя стала известна всем именно из-за него. Хотя, подумал он. диилодок появился до меня! Да нет, подумал он, все равно это я во всем виноват!

— Если б они ничего не узнали, мы бы отправились без них,— сказал Петр угрюмо,— и уж, конечно, не взяли бы с собой рюкзаков. У нас была бы чисто познавательная цель.

— Мы это знаем! — ответил начальник патруля.— И, кстати, все, кто изобретал машины времени раньше срока, тоже руководствовались лишь познавательными целями. Опасность состояла в том, что открытием неминуемо воспользовались бы другие люди, корыстные, жадные, на все способные.

Они уже стояли у другого стенда. На нем красовалось непонятное громоздкое сооружение, ни на что не похожее.

— Это всего лишь часть самой первой машины времени, а всего она занимает пятьдесят один стенд,— пояснил начальник патруля. Да, Костя, ты был совершенно прав: первую машину времени, случайно натолкнувшись на ее идею, действительно построил француз Лнтуан Лавуазье. В истории науки вашей цивилизации он в основном известен как химик, положивший начало точным количествеш!ым измерениям во время реакций, однако главным его изобретением стала машина времени. Он сумел добраться на ней до 1856 года, но был возвращен патрулем в свой 1793 год. Это время Великой французской революции. Представьте, что стало бы. если б в ту пору можно было свободно пользоваться машиной времени? Франция могла обезлюдеть, многие кинулись бы в прошлое или будущее, спасаясь от смут, казней!

— Лавуазье! — завороженно пробормотал Изобретатель.— Еще Лавуазье! Как велик человек! А я, как же мало я знаю, как мало делаю!

В бороде начальника патруля вновь мелькнула добрая улыбка.

— Я могу сообщить,- сказал он,— что вам, именно вам, Лаэрт Анатольевич, предстоит сделать немало важных и своевременных открытии. И не всегда вы будете преподавателем физики в школе № 1441... Но пойдемте, пойдемте дальше! Следующие машины времени изобретали Кулибин, Фара-дей, другие... Их изобретали и в двадцатом веке, и в двадцать первом, и они все еще были преждевременны. Но это, знаете ли, общее правило для всех цивилизаций: технический уровень развития поначалу всегда опережает нравственный. Такая диспропорция наблюдается поначалу даже у тех открытий, время которых Подошло и которые уже нельзя изымать, потому что сама идея носится в воздухе... Но пойдемте дальше! О, в этом хранилище есть на что посмотреть! И вы не заботьтесь о времени. Оно здесь уплотнено, спрессовано, оно, считайте, совсем не идет, и вы все успеете. А кроме преждевременных машин времени, вы увидите преждевременные радиоприемники, преждевременные летательные аппараты и. конечно, оружие разного рода. Все это изымалось нашими патрулями, автор изобретения переносился назад, в тот день, когда еще не брался за осуществление своей идеи и никто о ней не знал. Изобретателей машин времени мы обычно перехватываем уже где*нибудь на пути в прошлое или в будущее и тоже возвращаем их в период, предшествующий Постройке. Самым достойным сохраняем память о встрече с нами, и они так и живут, храня свою великую тайну. Вот так же,— начальник быстро взглянул всем четверым в лица,— будете жить и вы!

И они двинулись дальше, в глубь этого нескончаемого зала, мимо бесчисленных стендов с экспонатами самого разного вида и объединенных только одним мощью человеческой мысли, иногда, да. впрочем, как теперь выяснилось, совсем не так уже и редко, далеко опережающей свое время,— время, которое оказывается недостойным этой великой мысли и наделенного сю человека. Однако именно время, обстановка, окружение побеждают истинное величие, заставляют его таиться, погибать... если не пришел его час. Вот о чем все время думал Костя, поражаясь все новым и новым открытиям, сделанным раньше срока. И в конце концов он решился спросить начальника патруля:

— Но почему же, почему общая нравственность. понятия о морали всегда так отстают от технических идей, прорыва человека в неизвестное? Почему они, бывает, могут без вреда использоваться только века спустя, а до этого лучше скрывать их в тайне?

Начальник патруля сжал его локоть.

В ходе развития цивилизации идея и мораль приходят в равновесие, это неизбежно. Но пока этого не случится, может произойти много непоправимого. и именно поэтому работают наши патрули. А почему так происходит, сложный философский вопрос. Вообще, строго говоря, полной гармонии ни в чем практически нет.

Начальник вновь улыбнулся.

— А у тебя есть пытливость, любознательность и очень серьезный подход ко всему, с чем ты сталкиваешься! Ты, похоже, тоже из тех людей, что опережают время и совершают открытия, черед которых еще не настал. Смотри, как бы нам еще раз не пришлось с тобой встретиться! Жаль, что ты живешь не в XXII или в XXIII веке

45