Техника - молодёжи 1933-02-03, страница 51

Техника - молодёжи 1933-02-03, страница 51

I я. ИЛЬИН

Ночь на сборке

Из сталинградского дневника

Перед началом смены

В половине одиннадцатого старший мастер Павлов принимает смену. Он идет вдоль большого конвейера, бегло оглядывает долгий ряд рам на ленте, сворачивает в испытательную, сосчитывает количество моторов на стандах, развращается, перелезает через мед-4Шно ползущую цепь конвейера и, направляясь к малому конвейеру на сборку моторов, сверяет дорогой по списку количество недостающих деталей: пусто на столах коробки скоростей, нет 98-й— шестерни с флянцем, нет баков радиатора, нет заднего кронштейна...

— Как сегодня? — спрашивает он мастера малого конвейера Заусалина.

— Блоки держат, —- отвечает Заусалин и тычет обрубленным указательным пальцем в понуро передвигающиеся ГЗретки малого конвейера. '^•Павлов не глядит на пустые каретки, ok кладет руку на плечо Заусалину и, наклоняясь к нему, говорит убеждающе:

— На тебя надеюсь, Заусалин, дашь до двух 30 роторов, тогда вывезем.

— Как блоки, — машет рукой Заусалин и тихо про себя матерится.

Павлов покидает его на линии блоков и идет по цеху дальше. Мастера 6-го-пролета он спрашивает о-толовках цилиндра и крышках картера; начальника 2-го отделения—о колесах и корпусе коробки скоростей; комсомольца Котом-кина —о верхних баках радиатора; помощника начальника цеха инженера Кук-со — об установках на сегодняшнюю ночь.

Инженер Куксо передает ему директиву технического директора — снять за ночь к семи утра 80 тракторов. Павлов показывает Куксо список дефицитных деталей: выпуск может сорвать линия блоков: «Дефайнс» и «Джон Бармос» (фирмы станков) стали часто капризничать.

—' Восемьдесят-то можно снять, — раз« думчиво говорит Куксо, — если только ночью чего не случится...

—Обязательно случится—смеется Пав-лов и берет у него папиросу.

Вместе они, и Куксо и Павлов, практиковались в Америке на заводах Форда, Мак-Кормика, Джон-Дира. Они знали пригнанность и слаженность —каждого движения в поточном производстве: от заготовительных цехов до сползающего с конвейера готового трактора не должно быть никаких разрывов, встречных движений, перебоев. Этой слаженности пригнанности, взаимосвязанности всех частей заводского организма, работы без рывков, без ежечасных неполадок, срывающих выпуск, — здесь на заводе еще не было. Каждый день что-нибудь да случалось. И они, они сами, советские инженеры и рабочие, практиковавшие в цехах Мак-Кормика и Форда, были в плену, верней, были соучастниками царившей в цехе партизанщины и сутолоки.

Инженер Куксо не раз старался дать себе отчет—почему на заводе нет потока? Главное зло было, понятно, в литейной. Она никак не справлялась с поставкой в механический цех потребного количества литых деталей.

Кроме того детали часто не соответствовали нормам: у них была разная твердость, недопустимые припуски. Когда детали не влезали в специализированные станки, их вгоняли силой: ломались части машин, крошился режущий инструмент, выбывали из строя приспособления.

В поточном производстве можно работать бесперебойно, когда есть запасные станки, запасные инструменты, запасные части станков, запасные детали. Это была аксиома, элементарная истина. Иначе производство—"прерывно, не поточно, не массово.

«Техника моло^жи" ЛЬ 3—3

X

49