Техника - молодёжи 1934-01, страница 46

Техника - молодёжи 1934-01, страница 46

скрывали его, очевидно видя во мне будущего конкурента. Зато с рабочими цеха у меня был контакт, и они много помогали мне практическими советами.

Вскоре мне надоело быть стажором, и я перешел на другой завод.

Завод выпускал электромоторы серийного производства.

Основы, полученные в техникуме, дали возможность быстро ориентироваться, повседневная жизнь дополняла все это практическими навыками, помогавшими быстрее вникнуть в производственную жизнь завода. Очень хорошо было я то, что я находился в постоянном общении с товарищами, работавшими в различных частях завода.

По истечении годичного срока мы защитили наше звание техников в квалификационной комиссии техникума.

Я решил поехать в Ленинград с тем, чтобы поступить во втуз и продолжать дальше авое образование. В этот год был как раз наибольший наплыв желавших поступить во втуз. Из 270 человек, державших конкурсные испытания, были приняты только 7—10 человек. Я не оказался в их числе и тут же получил на бирже труда направление на концессионный завод «Шарикоподшипник» в Москве.

Приехав на завод, я был быстро оформлен на работе. Работа мне была дана у главного механика завода. Мне был поручен ремонт оборудования. Работа по ремонту оборудования давала возможность прекрасно его изучить. Для того чтобы полнее вникнуть в технологию производства шарикоподшипников, прихода л ось вечерами посещать отдельные цехи и при помощи рабочих осваивать производство. Рабочие всегда охотно шли навстречу.

На мою просьбу о переводе на работу в один из производственных цехов я получил отказ директора. Мое участие в работе общественных организаций завода очевидно было не по нутру концессионеру. Я решил перейти на другой завод.

В это время шла работа по проектированию нашего завода-гиганта шарикоподшипников. Стоявший во главе этого дела товарищ, знавший меня по концессионному заводу, где он был уполномоченным от ВСНХ, предложил мне перейти к нему, что я и сделал с большим удовольствием. Мне была поручена работа по проекту опытного завода.

Работа по проекту сблизила меня с некоторыми более опытными и знающими инженерами. Я снова получил толчок к учебе. Взялся за изучение английского языка, который мне был нужен для просмотра каталогов при выборе оборудования. И через три-четыре месяца просмотр каталогов я уже делал самостоятельно.

Частые технические совещания силыно расширяли кругозор, там более, что к проектированию были привлечены некоторые крупные специалисты из смежных областей.

Проектирование завода было переведено частично в Америку. У нас, оставшихся, стало меньше работы, я почувствовал «недогрузку» и поступил в Вечерний машиностроительный институт. В дальнейшем я уже параллельно работал и учился.

Полученный из Америки проект был подвергнут жестокой критике, которую он не выдержал, и его решено было переработать^ В это время был заключен договор о технической помощи в проектировании' и постройке завода с итальянской фирмой. Были быстро определены контуры завода, и по итальянскому проекту приступлено к постройке величайшего в мире Первого государственного подшипникового завода.

Весь этот период был для меня крайне богат массой новейших сведений о заграничной технике, ко

торые привозили побывавшие за границей наши инженеры и техники, а также иностранные специалн сты, приехавшие к нам для работы. Здесь можно было расти, как нигде.

По договору с итальянской фирмой к ним на завод была направлена группа рабочих и инженеров для повышения квалификации и перенесения опыта. В числе других был командирован и я.

И, надо сказать, большая часть командированных с возложенными задачами справилась. Из них был создан технический костяк будущих руководителей низовых звеньев завода (мастера, начальники цехов, инженеры и т. д.). Практика на заводе РИВ дала навыки производства, которое у нас в Союзе ставилось впервые. Мы непосредственно у станков изучал,и технику.

Здесь, за границей, я получил впервые представление о крупном массовом производстве. Здесь пришлось нам на практике ознакомиться с системой допусков, проведение которой только и дает возможность вести производство.

Возвратившись из-за границы, я чувствовал себя увереннее и тверже во всех вопросах производства.

В это время завод находился в стадии окончания строительства. Начало поступать частично импортное оборудование для первых цехов: инструментального и ремонтного. Мне был поручен участок производства, по которому я квалифицировался в Италии. А еще месяц спустя был отдан приказ о назначении начальников цехов завода, одним 1 из которых был выделен и я.

Отсюда начинается период самостоятельной р»бе*д ты по организации цеха. Цех как таковой еще яе существовал. Но надо было приступить к организации его.

Первым вопросом явился вопрос подготовки кадров. Теперь, когда завод уже имеет годичный стаж работы, можно считать, что эта проблем» была своевременно поставлена и разрешена.

Назначение меня начальником цеха заставило взяться за изучение опыта Сталинградского тр«к-( торного завода, переживавшего тогда период «детских болезней», а также и некоторых московски* заводов (Электрозавод и др.). Встала проблема и«у-чения системы хозрасчета и промфинплана.

Я начал подбор людей в цех. Каждого из ямс внимательно просматривал со всех сторон. Большая часть из них до сего дня работает со мною. Многие из нас, помню, в конце 1930 г. подписали договор на самоконтрактацию за заводом до конца первой пятилетки. Три-четыре дня назад я передал свой договор заводскому бюро ИТС для проверки выполнения мной обязательств перед заводом.

Помню, с каким чувством ответственности я подписывал этот договор. Теперь, когда цех, которым я руковожу, получил: переходящее Красное »намя за лучшие показатели, можно считать, что обяаа-тельства с моей стороны выполнены.

Заводу предстоит еще утроить свою мощность, отсюда задача роста людей, которые должны обеспечить этот процесс. Повседневное повышение квалификации — дело трудное для того, кто работает на руководящей работе в цехе. Но до сего дня я отрываю часть своих вечеров для учебы, которую продолжаю в вечернем институте.

Продолжая работать над своим становлением как технического админстративного работника, каких у нас в Советском союзе теперь миллионы, я не забываю и о политической подготовке, об активном участии в общественной жизни, так как только такие кадры инженеров и техников нужны Стране советов, которые «понимают политику партии и правительства и умеют проводить ее на деле».

(Полностью напечатано в алъианахе .Год шестнадцатый'