Техника - молодёжи 1934-03, страница 19

Техника - молодёжи 1934-03, страница 19

предстояло сработаться людям самых различных знаний. Демкина — металлург, поч-tW случайно попала она, увлекшись перспек-

У^'тивами оптики, в Государственный оптический институт. Она начинала здесь как лаборантка, терпеливая, усидчивая, очень самоотверженная. Девятиарова же — химик, начала работать машинисткой и еще студенткой попала вдруг на решение вопросов науки, не имеющей никаких авторитетов в Союзе.

К Это было 'сложное и многотрудное для них обеих время. Надо было утвердить существование лаборатории в глазах научных кругов (относились с недоверием, еще с опаской), заставить поверить в ее широкие возможности. Между тем была куча всяких личных дел. У Лидии Ивановны — это домашняя буйная пятерка — Таня, Юра, Сергей, Елена, Ксения. Самой старшей 7 лет, их надо было устраивать в детсад, школу. У Девятиаровой большая нагрузка, она член бюро коллектива партии, она начала вторично заниматься в университете по специальным вопросам физики. Кроме того было машо денег. Полгода Демкина работала без вознаграждения. И они, эти женщины, повседневно помогали друпи другу и создавали вокруг работы ту атмосферу заботливости и дружественного внимания, которая и поныне чувствуется в этой лаборатории.

Число знакомств

t

Приходили сюда люди пока случайно — иногда со странными поисками. Вдруг появился некто из Наркомздрава, рассказал, что раскрасил в яслях детям комнаты в разные цвета — нельзя ли характеристику цвета получить?

Техника молодежи ЛЬ 3

Потом пришли работники транспорта. Их беспокоило, что 10 проц. мужчин имеют ту или иную цветную слепоту, отклонения от нормального зрения, так называемого статистического «среднего глаза».

Тут сразу возникли две задачи. Их взяла на себя Лидия Ивановна. Надо было построить отечественный прибор, который бы определял все отклонения у машинистов от нормального цветного зрения, мешающие им правильно воспринимать сигнализацию. Надо было продолжать теоретическую работу над «средним глазом» еще очень неточным и произвольным мерилом.

На несколько недель Лидия Ивановна ушла из лаборатории. Она сидела это время в Институте психо-физиологии и охраны груда и проводила обследование машинистов; выяснилось, что лучший машинист Союза был дальтоник! Она внимательно и ревниво рассматривала заграничный прибор — аномалоскоп Нагеля, контролирующий цветное зрение машинистов. После всех наблюдений Лидия Ивановна сдала НКПС свою личную конструкцию, которая теперь стоит в Москве в психотехнической лаборатории транспорта.

Когда она вернулась в институт, выяснилось, что лаборатория вдруг стала многолюдной. В нее включилась новая группа по изучению «среднего глаза», руководимая Ра-утьяном. Уже в 10 экземплярах закончили лабораторный универсальный колориметр для текстиля, минералов, тканей.

Пришли еще другие клиенты и попросили свою долю точности в цветоведении. Они также не хотят по средневековому «мерить локтями» краски и оттенки. Надо было решить, как упростить и разнообразить типы ^п первых конструкций колориметров^ Теперь I /