Техника - молодёжи 1934-03, страница 40

Техника - молодёжи 1934-03, страница 40

Богатства 4 нашей

страны «

200 лет назад отважный мореплаватель датчанин. Витус Беринг впервые подошел к берегам Камчатки. И с тех пор чуть ли не каждого пришельца с материка туземцы встречали гневным именем — «мельгетун!».

Слово это стало нарицательным у коряков, ламутов, ительменов, по тому что иначе,, как «огненный враг», не могли уокрестигь .они вооруженных колонизаторов, пришедших на их землю утверждать хищничество оружием и спиртом.

На фоне азартного авантюризма и жестокой опустошающей край на-живьг я одиночестве и забытье едва мерцали тогда наивные и сугубо-архивные раздумья ученых:

«О состоянии Камчатку трудно вообще сказать, недостатки ли ее больше или» важней преимущества, что она бесхлебное место и нескотное, что великим опасностям от частых земли трясений ,и наводнений подвержена, что большая часть времени проходит там в неспокойных погодах и что напоследок одно почти там увеселение — смотреть на превысокие и нетающим снегом покрытые горы или живучи у приморья слушать шума морского волнения и, глядя на разных морских животных, примечать их нравы и взаимную вражду и дружбу; то кажется, что оная страна больше к обитанию зверей, нежели людей, способна».

Однако колонизаторская действительность Камчатки была совсем непохожа на эти лирические размышления. На протяжении многих лет жестоко истреблялись гдесь запасы рыбы. Промышленники ставили сети около устьев рек, рыба не могла пройти вверх для катания икры. Все туземцы, жившие в верховьях, именно в годы богатого улова обрекались на голод и смерть, потому что рыбе был прегражден к ним всякий доступ.

Охота и ловля рыбы были единственным источником существования малых народностей. Треть всех соболей добывается на Камчатке, но колонизаторы драли за каждый продаваемый местному жителю топор... восемнадцать собольих шкурок. Цена простой иглы для сшивания шкур равнялась стоимости голубого пеоца, красной лисы или десятка оленьих шкур.

Безнаказанный в столетьях гра-бе?к душил культурное развитие этой огромной и обильной страны, территория которой есть Франция

плюс Германия плюс Бельгия. •

«Тумгутун!» — именно так (друг, товарищ) постановили называть

Вулкан Кизимен на Камчатке.Высота 3 215 м

русских на своем учредительном съезде советов коряки, ламуты, ительмены, населяющие Камчатку.

С этим новым и приветливым словом — друг-«тумгутун» — тесно связано еще одно ставшее за эти годы столь популярным в тайге и тундре имя «АКО».

АКО — это советское акционерное камчатское общество. Это — возрождение и социалистическое переустройство всего края. АКО объединяет 250 оперативных промышленно-хозяйственных единиц.

Широко известны на мироном рынке 16 рыбоконсервных заводов Камчатки, построенных нами по последнему слову американской техники. Производительность их — 3 750 банок экспортных, высококачественных консервов в минуту! Здесь есть теперь также новый крупнейший Ключевский деревообделочный комбинат с многочислен

ными цехами: судостроительным, лесопильным, стандартных жилищ, ящичным, бондарным. Есть боль шой кирпичный завод. Открыты угольные копи. Имеются три сельскохозяйственных совхоза и три оленеводческих.

150 культурных учреждений до полняют этот список. Это 14 школ, 21 клуб и красные юрты, 13 детских ясель, 53 туземные национальные школы, 56 медицинских пунктов, 9 больниц. Кроме того широковещательная станция, телеграф, телефон, автомобили, новые шоссе.

Миллионы продолжают вращаться вокруг Камчатки. Но они идут сегодня по новым адресам. Эти суммы идут теперь на дальнейшее хозяйственное и культурное строительство в этом, крае, где живут 10 тысяч чукчей/ 7 тыс. коряков, 3 тыс. тунгусов, 1 200 эскимосов и т. д., — всего 24 тыс. человек,