Техника - молодёжи 1934-06, страница 20

Техника - молодёжи 1934-06, страница 20

■s

„Победа советских самолетов на международном конкурсе в Тегеране была победой-всей советской авиации, советской техники, советских летчиков и инженеров. Страна чествовала победителей. Возвращаясь в красную столицу, они были встречены в воздухе эскадрильей истребителей. Воздушный экскорт сопровождал самолет Мезинова вплоть до самого аэродрома"

гатов зажигания испорчен: аккумулятор, индукционная катушка или свеча.

Много труда потратил Мезинов, чтобы найти правильный способ регулировки карбюрации. Он еще и еще раз запускал мотор? внимательно изучая его работу. Он много раз менял сечение тонкой трубочки, ведущей топливо в смесительную камеру карбюратора. От этой трубочки — жиклера —• зависит очень многое.

Он устанавливал различный режим мотора, повышая и понижая при этом уровень бензина в карбюраторе. Он (подолгу наблюдал цвет выхлопов отработанных газов и детально изучал каждый случай порчи мотора по вине карбюратора. Наконец Мевинов добивается такой системы регулировки карбюрации, которая почти полностью обеспечила бесперебойную работу моторов в воздухе.

Шаг за шагом овладевает Мезинов высотами авиационной техники. Он не раз премируется командованием, получает командировки на авиационные заводы и занимает вскоре должность авиаинженера эскадрильи, добиваясь ее безаварийной работы.

Но комсомольская школа воспитания не позволила Мезинову хранить под спудом накопленные знания и опыт. Он передает эти знания другим. Перед бригадой поставили задачу освоить массовый ремонт мотора. Кадров квалифицированных рабочих не было. В распоряжение Мезинова было предоставлено 30 человек, лишь элементарно знакомых со слесарными работами. Мезинов приступил к руководству учебой этих людей. Он рассказывал им об устройстве авиационного мотора. Десятки раз разбирал его и показывал в работе. Затем упорно и настойчиво объяснял особенность каждой детали, ее назначения в моторе, подолгу занимался с каждым из своих учеников, воспитывая в них чувство осмысленной творческой работы. 250 прекрасно отремонтированных моторов дала бригада в течение года. Самые, казалось бы, неспособ-^^ ные ученики Мезинова впоследствии выросли

в хороших специалистов и поныне работают мотористами, механиками и даже инженерами

в военно-воздушных частях. •

Суровым, но славным экзаменом явился для Мезинова новый этап в его жинзи. Мезинова назначают «техническим директором» авиаэскадрильи с целым хозяйством механизмов, моторов и новейшего оборудования. Перелет этой эскадрильи, вошедший в историю мировой авиации как «Большой восточный советский перелет», показал всему миру блестящее качество советской авиации, советских пилотов, советских инженеров.

Полет над Черным морем без поплавков, «прыжок» через хребет Гиндукуш, полет над зыбкими песками мертвой пустыни Кара-Кума — вот путь воздушной экспедиции, пролетевшей 11 тыс. км без единой поломки и аварии, без единой вынужденной посадки. За героическую работу во время перелета, обеспечившую отличную работу механизмов и безаварийный путь эскадрильи, Мезинов

награждается орденом Красной звезды. •

Теперь неудивительно, почему именно Анатолию Мезинову была вверена честь вести советские самолеты на международный конкурс.

Участие б состязаниях советских самолетов началось несколько необычным образом. В вечерний час, когда фабричные рабочие и служащие Тегерана заканчивали свою работу, над городом появились три стальные птицы. Они изумили своим необычным полетом. Люди высыпали на улицу, лезли на крышу, деревья, взоры их были прикованы к безоблачной синеве, на фоне которой советские летчики показывали искусство высшего пилотажа. Самолеты безшумно переворачивались в воздухе, стремительно падали, потом выравнивались и с грозным ревом резко набирали высоту, останавливались и, мгновенно затихнув, переходили в «штопор».

Потом люди в кожаных шлемах, повелевая этими неистовствующими в воздухе птицами, изменили тактику. Они спускались с безоб