Техника - молодёжи 1934-06, страница 42

Техника - молодёжи 1934-06, страница 42

Богатства

нашей

страны

«Так мало жизни было кругом, что постоянно думалось о небытии. Изъятие из жизни было настолько полным, что и сам в себе почти не чувствовал ее. Если вообще можно сомневаться в своем существовании, то Верхоянск—'Самое подходящее для этого место. Иной раз казалось, что совсем «сошел на-нет» и не только не чувствовал жизни, но и не чувствовал самого себя».

Виктор Павлович Ногин, старый большевик, много лет проведший в верхоянской ссылке, написал эти тоскливые строки о Якутии.

Чернышевский, Короленко, Тан-Богораз, Ем. Ярославский, Феликс Кон, а до них декабристы — Бестужев и Рылеев, потом рабочий Петр Алексеев — все они жили в Якутии, оставив яркие свидетельства бесправия, страдания и жестокого колониального хищничества в этом крае.

В одном из якутских рассказов Короленко горько жалуется на свою судьбу ямщик Микеша:

«На белом свете хорошо... За горами хорошо... А мы тут зачем живем? Пеструю столбу караулим... Пеструю столбу, да серый камень, да темную лесу...»

Пестрые верстовые столбы каторжных дорог Якутии имели древнейший возраст. Они вели в край, покоренный в XVII в. цар-бким правительством.

«Того же 141 году (т. е. в 1632 г.) поставил я, Петрушка Бекетов, со служилыми людьми на Лене-реке острог для государева величества».

Так писал казацкий военнона-чальник Петр Бекетов, заложивший на берегах Лены (на месте Якутска) острог. Это была небольшая крепость, гарнизон которой крепко держал якутский народ в повиновении.

На северо-востоке Азиатского материка находится самая большая из автономных республик Советского союза — Якутия. Она занимает 3 млн. км2. На западе Якутская республика граничит с Восточносибирским краем, а на юго-западе — с Дальним Востоком. С севера берега ее омывает Полярное море.

Пионерами научного исследования Якутии еще во времена царизма были политические ссыльные. Это они начали составлять историю края, расширять его географию, изучать язык, фольклор. Исследования этнографов Иохель-сона, Зензинова, Шкловского, Тана-Богораза,' географическая экспедиция известного революционера Петра Алексеевича Кропоткина, книга В. П. Ногина «На полюсе холода»,—вот что составило первые крупицы научных знаний и литературы о Якутии.

Якутский старожил участник революционного движения, учитель Старое открыл три месторождения нефти: одно— в районе реки Мархи, другое—в Аргатском наслеге (сельское общество) и третье — в долине речки Канкебель.

Золото и платина, серебро, свинец, медь, железо, соль, молибден, слюда, фосфориты, ценнейший лес—даурская лиственница сосна, сибирская ель (занимает 70 проц. всей площади)—все это долгое время хранила в себе нетронутым старая Якутия. Царское правительство предпочитало без особых хлопот выкачивать из края пушнину, а для разведок других природных богатств сюда никого не посылало.

После длительной гражданской войны (Якутия вплоть до 1927 г. была ареной жестоких классовых боев и бандитиз-1 ма) в этом обширном крае осталось всего три полукустарных предприятия: типография, лесопильный завод и неболь-'шая электростанция в Якутске.

Советская власть послала сюда на пять лет экспедицию Академии наук для детального изучения производительных сил края. Только в 1923 г. поисковая партия Наркомторг-прома в ЯАССР обнаружила следы алданского золота у ключа Незаметного. Тогда на всем Алдане кочевало триста человек тунгусов. Разведочную партию вел ленинградский рабочий Бертин. Он пришел сюда второй раз. Первый раз он был здесь в гражданскую войну, отвоевывая для Якутии право называться советской. Он помнил, как мыли партизаны золото около реки Алдан.

В 1925 г. прибыли сюда две первые драги с Ленских рудников. Две огромные передвижные фабрики по добыче золота. Теперь дражный флот насчитывает уже пять единиц, производительность каждой драги 3,5 тыс. кубометров породы в день. Электродраги питаются током от собственной Селигдерской станции. На приисках появились экскаваторы и механизированные шахты.

Теперь на Алдане 40 тыс. жителей — это ведущий промышленный район Якутии, который можно поставить в один ряд с такими крупными мировыми месторождениями 'золота, как Колорадо, Клондайк, Лена.

Таежные тропы уступили место Амурско-Якутской железнодорожной магистрали, протяжением в 700 км. По дорогам Алдана движутся ныне 270 автомобилей.

Да и не только Алдан расцветает в прежде .пустынной Якутии. Сангарские, Кангеласские, Зырянские каменноугольные копи помогают своим топливом расширению Ленского и Колымского речного флота. Резко увеличила свою программу рыбная промышленность. С 1930 г. начал работать Якутский лесопильный завод. С 1932 — Турехтинский лесозавод. Известковый, кирпичный, кожевенный заводы, — что ни год, новое предприятие прибавляется в крае, пре-