Техника - молодёжи 1934-11, страница 54

Техника - молодёжи 1934-11, страница 54

Шп

В 1725 году мастер-ткач Базиль Бушон сконструировал свой станок. Каждая нить основы продета в кольцо, привязанное к вербочке (с). К этой веревочке прикреплен пруток (d) с утолщением, проходившим в отверстия прибора, называемого граблей {у). К прутку была прикреплена игла, которую удерживали в горизонтальном положении две дощечки (е-е). Дсргаль-щик прижимал бумажную ленту (В) к игле с помощью дощечки (/).

54

как их станки были выставлены в лионском городском совете. Вокансон предложил поместить наверху станка барабан на тележке, поставленной на рельсы. Барабан имел на своей поверхности отверстия, выбитые согласно узору. Двигаясь на тележке по рельсам, барабан нажимал на иглы, отодвигая те из них, против которых не было отверстий, и оставляя на месте те, которые имели против себя выбитые отверстия. Затем барабан поворачивался, и узор менялся. Барабан приводился в движение нажимом ноги на подножку специального ременного привода.

В станке Вокансона иглы были соединены не с прутками, а с особыми крючками, которые покоились на ряде ножей. Отодвинутые иглы снимали крючки с ножей, а прикрепленные к этим крючкам нити основы оставались в нижней части зева. Оставшиеся на ножах крючки поднимались вверх подножкой ткача, и соединенные с ними нити основы создавали верхнюю часть зева.

Станок Вокансона был очень остроумным решением задачи. Работа на нем освобождала ткача от необходимости искать себе помощников. Механизм позволяй' работать одному ткачу. Этот работник мог быть очень низкой квалификации. Но станок Вокансона имел и очень большие недостатки. Он не мог выделывать большие узоры. Диаметр барабана позволял расположить только немного рядов отверстий. Кроме того станок был сложен и дорог. Эти недостаки помешали механизму Вокансона получить какое бы то ни было распространение. Однако и работы Вокансона также значительно продвинули вперед решение проблемы.

После этого на протяжении пятидесяти лет продолжается непрекращающаяся работа по улучшению станков. Изобретатели, а их было около двух десятков, предлагают самые невероятные способы решения задачи. Некоторые из них для увеличения числа подножек на станке предложили располагать их в два ряда, один над другим. Это превращало ткача в гимнаста; работа на таком станке обычно приводила к тому, что ткач калечил себя. Другие изобретатели предлагали соединить нити основы с клавишным прибором, требуя от ткача, чтобы он «разыгрывал» узор. Но ткачей «музыкантов», так же как и ткачей «гимнастов» было мало, и станки этих изобретателей оставались только любопытными курьезами. Лионские ткачи продолжали работать на старых станках.

, В 1802 году Жаккар, будучи в это время шляпником, услышал о конкурсе на изобретение станка

для вязанья сетей, который объявило Общество поощрения национальной промышленности. Он сделал модель и послал ее в Париж. Здесь признали его идею очень интересной, но, так как сам Жаккар не мог описать свое изобретение, ему ассигновали некоторую сумму денег, чтобы он мог приехать в Париж. По приезде сюда Жаккар был направлен в Национальный музей техники. Музай этот был развернут в 1794 году из коллекций Вокансона. Здесь не только были собраны старые станки, но и находились мастерские, в которых работали изобретатели. Жаккар и работал в этих мастерских над своим станком для вязания сетей.

Работая в музее, Жаккар получил от одного из крупнейших лионских предпринимателей письмо, в котором тот просил его разыскать в музее хранящийся там станок Вокансона, сделать с него модель и отправить ее в Лион. Такая любознательность лионского купца станет нам понятной, если мы вспомним о той обстановке, которая создалась в это время в Лионе. Франция пережила Великую буржуазную революцию, смену нескольких правительств, революционные бои с контрреволюцией и наступление реакции. Наконец непрерывные войны, которые вело правительство Наполеона, лишили Лион большей части его квалифицированных рабочих. Между тем именно в это время начали поступать новые выгодные заказы. Это и заставляло лионских купцов искать выхода в применении новых механизмов, которые бы могли заменить недостающих рабочих.

Получив письмо, Жаккар отыскал станок Вокансона, дополнил недостающие части и убедился в его непригодности. В музее Жаккар мог познакомиться с машинами Бушона и Фалькона. Еще до своей работы в музее Жаккар много трудился над созданием станка для узорчатого тканья. Им был даже сконструирован и запатентован новый станок для этой цели. Однако он не получил никакого применения, так как был очень сложен и дорог. Только познакомившись со станками своих предшественников и узнав их слабые и сильные стороны, Жаккар смог сконструировать свой второй механизм.

Новый «станок Жаккара» являлся по существу соединением ряда частей станков Бушона, Фалькона и Вокансона. В нем была сохранена бумажная лента с выбитыми на ней отверстиями для данного узора. Эту ленту Жаккар поместил на тележку станка Вокансона. Лента эта представляла собой бесконечную цепь отдельных небольших кусков картона. Лента была накинута на четырехгранную призму. Эта призма играла роль дощечки, которой дергалыцики прижимали ленту к иглам у Бушона и Фалькона, а также соответствовала цилиндру в станке Вокансона. На всех своих четырех гранях призма имела отверстия, число которых было равно числу игл. Призма не только прижимала картон к иглам, но производила также автоматическую подачу очередного картона. Вот как это делалось. Положим,

Схема работы .станка Жаккара". Бесконечная лента, составленная из отдельных кусков картона, накинута на четырехгранную призму. Призма прижимает картон к иглам, зат.м отходит, поворачивается к иглам другой гранью и прижимает к иглам следующий картон.