Техника - молодёжи 1934-11, страница 55

Техника - молодёжи 1934-11, страница 55

призма прижала иглы, а затем вновь отошла обратно. Теперь призму поворачивают к иглам другой гранью. Так как картонная лента обхватывает три грани призмы так, что каждый картон лежит на соседней грани, то при повороте призмы ее ребра увлекают за собой ленту. Призма повернулась на одну грань, и соседний картон поставлен теперь как раз против игл. Теперь призма прижимает новый кусок картона, и образуется новый зев. Отодвинутые иглы снимали крючки с ножей, и соединенные с ними нити основы образовывали нижнюю часть зева. Крючки, не отодвинутые иглами, поднимались подножкой ткача, и соединенные с ними нити основы образовывали верхнюю часть зева.

Таким: образом вся схема работы «станка Жак-кара» представляет по ^существу весьма удачную переработку идей Бушона, Фалькона и Вокансона. Но Жаккар не просто заимствовал идеи у своих предшественников. Он соединял отдельные части их конструкций совершенно оригинальным образом, часто придавая им такие функции, которых они не несли в других станках. Такой была, например, созданная им призма. Мы видим здесь, что использование принципов предшествующих станков сочеталось с рядом новых моментов, представляющих творческие достижения самого Жаккара.

«Станок Жаккара» решал проблему механического производства узорчатых тканей. Работа дералыци-ка была распределена в нем между отдельными частями. Конструкция станка позволяла производить очень большие узоры и, наконец, обслуживать станок могли рабочие очень низкой квалификации.

Вполне понятно, что станок был встречен всеобщим одобрением промышленников и о4ень скоро установлен в одной из мастерских. Жаккар, переехавший к тому времени в Лион, награждается премиями и пенсией. Однако при практическом применении механизма Жаккара выяснились и его недостатки. Главным из них была плохая работа тележки Вокансона, которая, двигаясь под действием груза, заставляла призму нажимать на иглы то сильно, то слабо. Тележка раскачивалась при этом со стороны на сторону и производила страшный шум. Один из очевидцев пишет, что «каждый удар призмы заставлял вас закрывать глаза, как при взрыве». Это очень тормозило распространение станка, так как лионские ткачи работали в маленьких кустарных мастерских, служивших часто им и жилищем. Помимо того несовершенная конструкция станка требовала частых починок, замены износившихся частей и т. п. Все это делало применение станка невыгодным. Жаккару предложили заняться дальнейшей работой по улучшению механизма. В его распоряжение предоставили мастерскую, рабочих, деньги,— так остро нужен был станок в Лионе. Но работа Жаккара подвигалась медленно. Тогда против него подняли целую кампанию. Его лишили пенсии, назначенной городским советом, но изобретателю скоро удалось получить ее вновь.

На этом в сущности и заканчивается роль Жак-кара в изобретении станка, носящего его имя. Видя, что его работа ничего не дает, лионские предприниматели нашли механика Бреттона, который после долгих опытов значительно улучшил станок, заменив каретку Вокансона прессом из согнутых полос

Ткацкий „станок Жаккара". Наверху видна бесконечная картонная лента, которую передвигают призмы.

железа. Станок стал работать точно и регулярно. Вскоре он попал в Англию, где также подвергся различным улучшениям. Там станок приспособили для работы от паровой машины. После этого «станок Жаккара» получил самое широкое применение в ткац-кой промышленности всех европейских стран. Сам Жаккар не принимал участия в дальнейшем улучшении своей конструкции, он переехал в деревню в окрестностях Лиона, где и провел остаток своих дней.

История «станка Жаккара» убеждает нас в том, что это важнейшее и интереснейшее изобретение только отчасти является делом рук изобретателя, имя которого оно носит. Правда, роль эта очень значительна, но все же Жаккар не был единственным человеком, принимавшим участие в изобретении этого механизма. Станок постепенно создавался в то время, когда в нем ощущалась наибольшая нужда, когда обойтись без него было невозможно. Лионские промышленники недаром опекали изобретателя. В результате широкого применения «станка Жаккара» ткачи не только не получили какого бы то ни было облегчения, а, наоборот, спустя 10—15 лет их заработная плата упала с 15—20 франков в день до 6—7. Станок был использован предпринимателями как средство для снижения заработной платы лионских мастеров.