Техника - молодёжи 1934-12, страница 54

Техника - молодёжи 1934-12, страница 54

звеньями улучшается и току проходить легче. По-видимому, точно так же и электромагнитные волны улучшают контакт между опилками в когерере Бранли.

В 1894 г. английский физик Лодж открывает явление резонанса электромагнитных колебаний. Лодж показал, что при посылке в пространство определенных электромагнитных колебаний можно вызвать точно такие же колебания в другом месте, если приемная станция соответственно «настроена». Попов сейчас же спешит повторить эти опыты.

Работая над возбуждением и регистрацией электромагнитных волн, он изобретает в начале 1895 г. «грозоотметчик» —прибор, регистрирующий электрические разряды в воздухе.

25 апреля того же года было заседание физико-химического общества. На нем Попов делает доклад об открытом им способе регистрировать слабые электрические колебания, возникающие в атмосфере. А. С. Попов назвал свой прибор «грозоотметчиком». Главной частью «грозоотметчика» был когерер Бранли. С его помощью Попов регистрировал молнии. Молния представляет собой электрический разряд, посылающий во все стороны электромагнитные волны. Для лучшего улавливания этих волн Попов выставлял наружу металлический шпиль (антенну). Электромагнитные волны достигали когерера и уменьшали сопротивление железных опилок, о чем сообщал звонок. Но сейчас же молоточек ударял по трубке, порошок встряхивался, в .цепи вновь возникало большое сопротивление и звон прекращался.

Во' время публичных демонстраций «грозоотметчик» Попова отвечал на разряды электрофора через большую аудиторию. На открытом воздухе он воспринимал колебания, производимые большим герцов-ским вибратором на расстоянии 30 сажень.

По существу это был первый радиоприемник.

Мы видим, что Попов ^ке в 1895 г. применял вертикальный провод, приспособление, получившее впоследствии название «антенны».

Чрезвычайно важно, что он понимал значение своего открытия и ясно отдавал себе отчет в том, что им изобретен прибор для передачи си пн а лов (т. е. для радиотелеграфирования). Один из своих докладов он заканчивает следующим замечанием:

«В заключение могу выразить надежду, что мой прибор, при дальнейшем усовершенствовании его, может быть применен к передаче сигналов на

о

ТБЛЕГРАФЙРОВА-НШ

Б Е ЗЪ

ПРОВОДОЪЪ

W'J«ar i t 19108* Ijrt Ппгр» «*»» »tU U fJWBJDOtciMsyr/iii

. « ОР.ТЕРБУСГг

Г«мг»+||1» J ^вшлчл. ЛагНи»* I

О*

Приемная радиотелеграфная станция Попова—Дюкрете 1898 г.

Первая книга на русском языке о радиотелеграфировании. (Доклад А. С. Попова в Электротехническом институте 19 октября 1897 г.)

расстояние (выделено мной.—В. Л.) при помог" быстрых колебаний, как только будет найден ист®5 ник таких колебаний, обладающих достаточной анергией».

Это было написано в декабре 1895 г., когда на Западе никто еще не делал заявки об использовании «волн Герца» для телеграфии. Наоборот, когда инженер Губер спросил в 1889 г. самого Герца, не могло бы открытое им явление послужить для «беспроволочной телеграфии», Герц отвечал отрицательно.

В течение 1896 г. Попов мало занимался своим прибором. Его отвлекали другие занятия. Но уже в марте следующего года им была прочитана на собрании морских офицеров публичная лекция «О возможности телеграфирования без проводов», где демонстрировался прибор, соединенный с телеграфом Морзе. Для возбуждения электромагнитных колебаний служил вибратор Герца с шарами в 30 см диаметром. Вибратор помещался на входной лестнице собрания. Телеграфный же аппарат (приемник) находился в аудитории. Он был снабжен вертикальным проводником, поднятым на флагштоке более четырех метров высотой.

Так обстояло дело, когда в июне 1897 г. появилось сообщение о приборах Маркони.

Выступая в октябре того же года в Электротехническом 'институте, Попов говорил:

— С каким прибором работал Маркони, совершенно неизвестно... Я лично убежден, что в закрытых ящиках Маркони помещен прибор, аналогичный с моим.

В связи с той шумихой, которая была поднята вокруг вопросов телеграфирования без проводов после появления аппарата Маркони, Русское техническое общество .наконец соблаговолило обратить внимание на работы своего соотечественника и выдать ему запоздалую премию. Все первые опыты по радиотелеграфии Попов производил за счет средств, отпускаемых на физический кабинет Минного класса, и за счет своих собственных скудных средств. Морское министерство заинтересовалось открытием Попова не