Техника - молодёжи 1934-12, страница 56

Техника - молодёжи 1934-12, страница 56

ХОЧУ

Библиография

Одна из попыток летать „по-птичьему" в начале XIX века

„Летающая карста' Бланшара

Русская выдумка XVI века: .Летать аки журавль"

Около полутораста лет тому назад в Париже, среди гуляющих и катающихся по Елисейским полям, стала появляться иногда странная повозка, двигавшаяся без лошадей. Над повозкой развивался большой парус, и она катилась по шоссе, как парусная лодка по воде. Тогда это было большой новостью, и изобретатель парусной кареты — молодой механик Франсуа Бланшар—сделался известным всему городу.

Но изобретатель, который отри очень маленьком росте таил в себе громадную энергию и много предприимчивости и отваги, захотел отделаться и от колес, захотел, чтобы его карета носилась на парусах прямо по воздуху. Конечно, для этого он стал делать то, что прежде всего приходит в ум каждому, задумывавшемуся о летании: ясно, что нужны крылья. Вот как сам Бланшар п1исал о своей «летающей карете» в «Парижской газете» 28 августа 1781 г.:

«Некоторые называют меня фантазером, говоря, что человек не может летать по своей 'природе, как птица, обладающая для этого крыльями. Я отвечу, что дело не в перьях, достаточно вообще какой-нибудь крыльчатой поверхности. Муха, бабочка, летучая мыш/ь летают и без перьев с крыльями наподобие веера из рогового вещества.

Значит летать позволяет не форма и не материал, а ударные движения, сила и частота которых должны быть достаточно большими. Говорят еще, что человек слишком тяжел, цтобы быть поднятым в воздух с помощью одних крыльев, да еще на каком-либо «судне», одно имя которого вызывает представление о громадной тяжести. Но и здесь я возражу, что |мое судно удивительно легковесно. Что же касается тяжести человека, я прошу обратить внимание на то, что говорит ученый Бюффон в своем «Естествоведении» о кондоре: эта птица, обладающая громадным собственным весом, лепко поднимав*-; с земли двухлетнего теленка, весящего не менее 100 фунтов...».

Так описывает одно из ранних доказательств возможности полететь на аппарате тяжелее воздуха инж. К. Е. Вейгелин в своей книге «Занимательная авиация». Книга эта вышла недавно из печати в издании Госмашмет-издата (ОНТИ). Это уже третье издание.

«Занимательная авиация» доставит немало приятных часов своему читателю. Наша молодежь с завистью смотрит в воздушные просторы. Хочу летать!—таково общее стремление. Головокружительные фигуры высшего пилотажа, рассказы о героях-летчиках, планерные состязания — все это неизменно вызывает у нашей молодежи горделивое восхищение успехами советской авиации. Крылья! Крылья!—требует молодежь, как некогда только мечтали о них великие ученые и изобретатели прошлого, о которых рассказывает К. Е. Вейгелин в своей книге.

Авиация еще в значительной степени окутывается густой пеленой романтики. Немало у нас еще молодых людей, которые склонны в авиации (видеть только приключенческую сторону, бесстрашное фигурянье и молодецкую удаль. Но многие ли из них ясно представляют себе, что такое воздушный океан, где совершаются столь увлекательные приключения, многие ли из них могут объяснить, почему вообще тяжелый самолет может держаться в воздухе и отчего планер не падает, хотя у него, как известно, нет мотора?

Знают ЛИ' они, что борьба человеческой мысли за точные знания воздушного океана, его законов и капризов, борьба за возможность подняться в воздух на механическом аппарате, не менее увлекательна, чем самые красочные истории о подвигах «завоевателей воздуха»?

Существует более высокая, серьезная романтика — это романтика простых цифр, точного знания, необычайной дисциплины ума и воли, романтика познания природы, которая открывает перед нами неограниченные горизонты. Это сама техника авиации и история ее развития. Эту романтику и раскрывает в своей книге автор «Занимательной авиации».

В первой главе он рассказывает об атмосфере. Он дает понятие о давлении воздушного, слоя, о пустоте, о простейших измерениях глубины воздушного океана, о температуре в атмосфере. Затем автор переходит к описанию ветров, объясняет причины той или иной погоды, рассказывает о-«знаменитых» воздушных ямах и фонтанах, о которых так любят говорить и слушать любители летных приключений.

«Кто в море не бывал, тот страху не видал. Но как же сказать тогда про воздушный океан, где страшны не только грозные атмосферные волны с их провалами и вихрями, но и облака, окутывающие пространство на самых различных высотах?... А летчики, странствуя в высотах и наслаждаясь всеми красотами их, должны одинаково умело бороться с атмосферными напастями и разбираться в облачных «ландшафтах», чтобы этим облегчить прохождение своего пути и благополучное его окончание»,— заканчивает эту главу К. Е. Вейгелин.