Техника - молодёжи 1935-01, страница 74

Техника - молодёжи 1935-01, страница 74

Радикалами Веллер и Либих назвали те группы атомов в органических веществах, которые в большинстве происходящих превращений переходят из одного вещества в другое неизменными. Так например, в одном из простейших органических соединений, древесном или метиловом спирте, формула которого СНзОН, радикалом является СНз, называемый метилом. Замещая в метиловом спирте гидро-ксил (ОН) хлором или бромом, получаем СНзС1 — хлористый метил; СНзВг —бромистый метил.

Одним из первых радикалов, который Либих и Веллер нашли, был бензол. Ему они приписали формулу CuHmOa. Таким образом в органических соединениях радикалы играют почти ту же роль, что и химические элементы в неорганических соединениях. Или другими словами, в неорганических соединениях химические элементы, из которых составлены эти соединения, являются радикалами.

Сами авторы теории радикалов в специально на-писаном манифесте говорят следующее:

«Радикалы минеральной химии просты, радикалы органической сложны, в этом заключается все различие; что же касается самих Соединений и превращений, то в обеих областях они осуществляются по тем же законам...

Для того чтобы из трех или четырех элементов создать бесчисленное количество соединений (органических. ■ А. М.), превосходящих, конечно, по разнообразию и многочисленности все, что мьг встречаем в минеральном царстве, природа нашла путь столь же простой, как и неожиданный; она создала из элементов соединения, которые сами имеют свойства элементов. В этом вся тайна органической химии». Своими работами в области анализа органических соединений и разработкой теоретических основ Либих и Веллер заложили достаточно прочный фундамент этой науки. Их по праву считают ее создателями.

Для Либиха наука никогда не была самоцелью. В этом отношении он отличался от многих ученых своей эпохи, которые считали «низменным» применять достижения науки в практической жизни.

Как характерны для Либиха мысли, которые он сообщает в следующем письме к Веллеру.

«Все, чем мы занимаемся, что создаем и открываем, представляется мне незначительным по сравнению с тем, чего может достигнуть сельский хозяин. Наши успехи в искусствах и науке не улучшают условий жизни людей, и если незначительная часть человечества и выигрывает материально и духовно, то ведь громадная сумма человеческого горя остается неизменной ...

Наоборот, прогресс земледельца уменьшает нужды и заботы людей, делает их чувствительными к тому хорошему и прекрасному, что доставляют искусства и наука, и подводит под наши успехи почву, делая их действительно благодарными».

К концу сороковых годов Либих направляет свою деятельность в область практического применения достижений химии, главным образом, к земледелию. На этом поприще о» приобретает необычайную по. пулярность не только в научных сферах и широких кругах лиц, связанных с земледелием, но и во всем цивилизованном мире.

В 1837 г. «Британское общество содействия успеху наук» поручило Либиху как одному из борцов органической химии составить отчет о «современном состоянии наших сведений в органической хи-м!ми» («Автобиографические записки»). В этом отчете необходимо было систематизировать осовные достижения молодой науки и наметить дальнейшие задачи

Значительное место в отчете должны были занять вопросы, посвященные химии растительных и животных организмов. Это, очевидно, и послу

жило Либиху весьма сильным толчком к тому, чтобы заинтересоваться вопросами питания растений.

В этой области неограниченно царила тогда так называемая «гумусовая теория» питания растений, главным и талантливым представителем которой был Альбрехт Тэер (1752—1828). Гумус или перегной — это органическое вещество, которое образуется в почве в результате разложения различных растительных и животных остатков. Поскольку гумус органическое вещество, оно характеризуется прежде всего содержанием сравнительно большого ко-личествк углерода. А так как растения в высушенном виде состоят, главным образом, из углерода (в среднем 45%), то представители гумусовой теории полагали, что растения питаются, главным образом, углеродом и водой. Но наибольшее количестзо углерода в почве как раз находится в гумусе. Отсюда и сделали вывод, что гумус или перегной и является источником питательного вещества для растений.

Каждый урожай уменьшает количество гумуса в почве, поэтому необходимо последнюю удобрять каким-нибудь веществом, содержащим гумус, например навозом. Следовательно, внесение в землю навоза, которое практиковалось еще в глубокой древности, по мнению защитников гумусовой теории, и является основой повышения плодородия почвы.

Но чем же товда объяснить наличие в растениях неорганических веществ — солей, фосфора, калия, железа и в особенности азотистых веществ?

Над этим вопросом агрономы и ученые того времени мало задумывались. Правда, некоторые исследователи уже догадывались о роли этих неорганических веществ в питании растений. Так например, один из замечательнейших ученых XVI в. Бернар Палисси доказывал, что при внесении в почву навоза «не навоз является причиной увеличения урожая, а соль (подчеркнуто нами. А. М.), которую семена впитывают из земли, куда эта соль попала из навоза».

Однако эта изумительная догадка Бернара Палисси осталась незамеченной для его современников. В начале XIX в. выдающийся исследователь Теодор Соссюр-—один из основателей агрохимии — также отмечал, правда, менее решительно, значение неорганических веществ для питания растений. «Малое содержание солей не служит доказательством их бесполезности», — писал Теодор Соссюр в 1804 г.

Но только Либих до конца понял, сколь огромна роль неорганических веществ в питании растений, а следовательно, и в плодородии почвы. Он утверждает, что растение в отсу]сгвии минеральных веществ произрастать не может.

Вот как кратко охарактеризовал минеральную теорию Либиха наш выдающийся ученый академик К. А. Тимирязев, умерший в 1920 г.:

«Элементы золы, раз извлеченные из почвы, сами собою не вернутся обратно (в почву),— их может вернуть только та же сила, которая их извлекла оттуда, т. е. человек. Отсюда зола, извлеченная любым растением!, злаком или бобовыми, есть затронутый капитал почвы, который должен быть возмещен так или иначе, если мы желаем сдать землю потомкам такой, какой получили ее от своих предков. Этот замечательный «закон возврата», провозглашенный Либихом, и представляет, хак бы ни пытались ограничить его значение, одно из величайших приобретений науки».

Поняв неоценимое значение минеральных веществ в земледелии, Либих пишет и издает в 1840 г. большую книгу: «Органическая химия в применений к земледелию и физиологии». Эта книга весьма богата фактическим материалом, талантливо и увлекательно написана. Еще при жизни автора она вышла семью изданиями.

Однако Либих не удовлетворился одной пропагандой своих идей. По его инициативе в 1842 г, впервые в истории возник небольшой завод в Ан