Техника - молодёжи 1935-02, страница 17

Техника - молодёжи 1935-02, страница 17

ностыо, смелостью в выполнении эксперимента, Михаил Михайлович Громов чутко улавливает все особенности поведения отдельных частей, деталей машины в воздухе. Замечания его всегда безошибочны. Недаром в ЦАГИ про Громова говорят так:

— Если бы не было такого квалифицированного пилота, работы конструкторов ЦАГИ не были бы так блестяще завершены, ибо во всякой новой конструкции бывает много дефектов, которые очень трудно заметить и предусмотреть на земле.

Огромный летный опыт Громова (невозможно перечислить системы самолетов, на которых он летал) наградил его осторожностью. Громов знает, где можно рисковать!

Однажды в 1932 г. он испытывал многомоторный самолет. Во время полета внезапно раздался крик механика;

— Пожар! Горим, Михаил Михайлович! Нто делать?

Громов оглядывается. Левый мотор объят пламенем. Он отвечает:

— Перекрой бензин!

Круто планируя, самолет быстро спускается со скольжением. Но вот отваливается мотор. На пятистах метрах высоты надо решать задачу: бросаться с парашютом или оставаться? Молниеносно Громов решает: успеем сесть! На ста метрах высоты летчик trlHo видит, что не дотянет до аэродрома. Самолету и экипажу вновь грозит опасность. Тогда Громов командует.

— Открой бензин.

Сам он включает зажигание, оставшиеся моторы подтягивают в течение нескольких секунд самолет к аэродрому, и машина благополучно приземляется. Все материалы ис пытания, самолет и экипаж целы.

Громов обладает такой степенью мастерства, что у него выработались совершенно автоматические рефлексы. Скупой на слова, он скуп и на движения. Эта скупость — итог большой практики. Он экономит энергию, чтобы всегда быть энергичным в нужную ми-иуту. Он умеет, раз сосредоточившись, не упускать из виду главного и одновременно, по пути, почти механически, впитывать все ■необходимое, что когда-либо может пригодиться.

В своем европейском перелете Громов пролетал над незнакомой местностью. Вдруг закапризничал мотор. Надо было, быстро ориентируясь, найти, подходящую площадку И Громов ее нашел, хотя пришлось возвращаться обратно. Его память, автоматически вбирающая все необходимое, запечатлела, что некоторое время назад он пролетал над местностью, где можно удачно посадить самолет. Летчик вернулся, нашел это место, удачно приземлился. Это место оказалось резервным военным аэродромом.

!

Гигантский агит-с»-полет „Максим Горький", пилотируемый

М. М. Громовым.

Естественен такой вопрос: как развил, как воспитывал этот летчик волю, хладнокровие, самообладание и в то же время осторожность и умение, когда надо рисковать?

Вероятно, не легко было Громову летать под матерчатым колпаком, ничего не видя, кроме приборной доски (это называется слепым полетом).

Не легко, вероятно, было научиться летать в сплошном молоке кучевых, слоистых и грозовых облаков?

Все это было достигнуто большой тренировкой, целеустремленным ритмом упорной работы, которым пронизана вся жизнь Громова.

Всем известно, что осенью прошлого года Громов совершил 75-часовой беспосадочный полет по кривой в 12.411 км. Этим рекорд