Техника - молодёжи 1935-03, страница 16

Техника - молодёжи 1935-03, страница 16

Конечно, ни в одной из обсерваторий Кузина и Левитина не нашли бы образцов стратосферы, надо было своими силами оборудовать стратосферу на 4-ом этаже Резинового института. Характер стратосферы разложили на его составные элементы и выделили капризы и невзгоды, ожидавшие оболочку: холод и жару, лучи всех калибров и явления, старящие тела. Легче всего было добыть космические температуры — 70 градусный холод и жару, после которых нетренированная резина крошится и ломается в суставах. Холод стратосферы создавала углекислота, а впоследствии сухой лед, тот лед из дыма, который тает не оставляя ни капли воды. Смесь выдерживала морозы как прирожденный полярник и выходила из углекислоты или теплого термостата упругой и эластичной. Рецепт блестяще сдавал первые зачеты— надо было испытать его на время, на искусственное старение.

Кварц и рентген, эти непременные спутники электролечения, здесь выступили как разрушители. Рентген своими короткими и жесткими лучами, а кварцевая лампа интенсивными ультра-фиолетовыми спектрами ускоряли старение ткани в искусственно уплотненном времени и усиленном излучении. Кусок оболочки после суточной псрции лучей бомбардировали водородом, трепали и испытывали на разрыв. Выдержавший кусок получал сутки законного отдыха, а там пытки начинались сначала. Такая методичная и придирчивая тренировка ткани и создала оболочку, взвившуюся к небу в 1933 г. и сохранившуюся до 1935 года во всей своей эластичности.

Увеличивая, как на тренировке бойца, нагрузку, балонщицы за 2—3 месяца укротили все естественные и искусственные капризы материи. Первая ткань старилась через сутки, последние куски после десяти суток непрерывных истязаний выходили из прибора Шекспира, пропуская капельную дозу водорода. А ведь после 30-ти минут пути первый стратостат перевалил черту мирового рекорда и запас прочности на 10 суток был по существу страховкой от непредвиденного и непознанного. Космос, сработанный на Маросейке, равно как и стратосфера, размещенная в пяти шкафиках, работали отлично и при встрече с натуральной стратосферой оболочка не нашла там ничего неожиданного.

Месяц спустя стратостат мог принять свои одежды — оболочка, 7 км прорезиненной, покрытой металлом, ткани, была готова к приему водорода.

Что же представляла собой эта оболочка? Внутри первая резина — газодержащий слой. Сердцевину оболочки составлял плотный перкаль, игравший роль скелета всей оболочки. На этот перкаль с наружной стороны ложи-

Гека Абрамовна Левитина

лаеь защитная окраска из клея с алюминиевым порошком, и вся эта тройная система, брошенная на весы, показывала 160—-200 грамм на квадратный метр. Вся оболочка в готовом виде со сложной сетью такелажа и стропов весила меньше тонны, хотя в ее чреве поместилось бы 100 квартир.

Двести тридцать лет отделяли оболочку Кузиной и Левитиной от первой оболочки, сделанной Монгольфьером из ... бумаги, которую затем сменил бордрюш—.слепые кишки быков и коров. Не будем1 смеяться над ■наивными достижениями тех далеких лет. Без этой бумаги и слепых кишек не было бы наших чудесных побед и ткани, слившей хлопок с алюминием, а каучук с бензином.

Не было бы нашего стратостата и без резины. Индейцы перед походами по болотам, поливавшие ноги соком каучуконосных растений—латексом, который у костра застывал резиновым чулком, вряд ли думали, как из их мячиков и незатейливых галош вырастут тысячи разновидностей резиновой обуви и всевозможные применения застывшего сока — от сосок до самолетов и радио. За сто лет своей жизни вулканизация прошла поистине грандиозный путь, спустившись в батисферу и поднявшись в стратосферу.

Когда открыты были новые растворители: скипидар, жидкие продукты перегонки каменноугольной смолы и нефти, каучук победоносно вышел в свет. Довольно бычьих кишек и шкуры, прыгая на которые древние пожарники подавали воду в горящее здание, резина теперь тушит огонь, лечит одних раненых (грелки, инструменты) и создает других (резина в орудиях), пускает газ и защищает от него же — резина вездесуща.

Научная работа по прорезиненным тканям, летающим в воздухе и называемых балон-ными тканями, началась в нашей стране в 1932 году, а в сентябре 1933 г. корабль стратосферы уходил в свое первое плавание. Кузина и Левитана на старте впервые увидели свое детище во .весь его семи^зсятипятиме-