Техника - молодёжи 1935-03, страница 20

Техника - молодёжи 1935-03, страница 20

«бесплатные приложения для вырезывания и оклеивания» к журналам «Золотое детство» и «Задушевное слово». Это было уже интереснее и безусловно полезнее. Но и здесь создавались вещи, лишь внешне похожие на настоящие дома, на «взрослые» пароходы и дирижабли. В них не было зерна настоящего смысла. Они стояли и пылились. Они не знали действия. Они не открывали маленьким Додикам путь к победе над Голиафом. Мир больших сложных и умных вещей оставался недостигаемым. Связи между ними и нашими картонажами не было.

Каждый сегодняшний авиамоделист, если даже сам он возвышается над землей не больше чем на полтора метра, а модели его поднимаются на полторы тысячи метров, все же понимает, что сегодняшнее его дело — лишь первые шаги, еще карабканье на четвереньках.по большому пути в воздух, в небо, в будущее. Бму знакома учебная триада нашей авиации — от модели к планеру, от планера к самолету. Становясь авиамоделистом, он вступает на мостик, перекинутый из мира воображаемого, игрушечного в область настоящих реальных и больших дел.

Вероятно, поэтому так быстро и широко развивается у нас ребячий авиамоделизм. В одной Москве около 8 тыс. ребят мастерят летающие аппаратики. В 1933 г. было 220 кружков, а в следующем году Москва уже имела 340 кружков. Один за другим наши юные авиамоделисты вписывают в почетные реестры международной «игрушечной» авиации мировые рекорды.

Уже прославившиеся новосибирские, совсем юные моделисты — Иванов, Макаров и Трунченко — шлют в Париж на всемирную авиавыставку новейшие модели гидроаэроплана и забавную модель типа «утка».

От них не отстает бывший беспризорник, а теперь один из лучших всесоюзных рекордистов по моделям — т. Зюрин, подготовивший для выставки новую весьма оригинальную конструкцию.

Осоавиахим предоставляет для выставки модель планера рекордного типа Павлова, фюзеляжную модель самолета Борзоеа и парящую бесхвостку Балашева.

В авиамоделистских кругах много также говорят о схематической модели самолета Кудрявцева и маленького геликоптера Кула-ева. Из Харькова в Париж посланы — маленький паровой мотор для модели, сконструированный Концевым, бесхвостка Мартынова и модель самолета ДР, сработанная Свистуновым.

Участие советских моделей на международной авиавыставке безусловно еще «поддаст жару» в пыл и рвение наших молодых конструкторов. Здесь в последнее время наблюдается хорошее деловое оживление. Ряд

московских школ организовал собственные аэроклубы.

Очень интересен устав аэроклуба при 48-й школе Дзержинского района. В этот аэроклуб принимаются лишь те, кто хорошо учится. Если ты словил «неуд» и не успеваешь по какому-либо предмету, изволь#спу-ститься с облаков на землю, подзаймись, подтянись и тогда можешь вернуться к делам воздушным.

Этот аэроклуб не только конструирует модели, но и занят сейчас сооружением парашютной вышки.

Но школьные аэроклубы еще слишком маломощны и бедны, чтобы по-настоящему организовать и верно направить интересы ребят к модели, планеру, парашюту. И сейчас московские пионеры настойчиво поднимают вопрос о создании единого московского пионерского аэроклуба.

Давиды растут. Голиафы сдаются. А работа с нашими маленькими авиамоделистами поставлена еще далеко неудовлетворительно. Она обставляется бедно и не весело. Несмотря на превосходные рекорды, состязания моделей проходят бледно, неувлекательно. Очень мало используются элементы игры. Почему, например, не устроить военно-воздушную игру моделей, воздушное соревнование моделей двух отрядов? Техника техникой, но не надо забывать, что ребятам^' всегда приятно орсмантизировать созданные ими модели, увидеть их в захватывающем, осмысленном и сюжетном действии. Надо почаще проводить авиакроссы, подобные тому, который был .проведен впервые в этом году на всесоюзных состязаниях. Надо приблизить наших лучших летчиков к ребятам конструкторам.

Нечего скрывать, — многие наши летчики до последнего времени относились к юным моделистам свысока, с вершин своего большого летного потолка, иронически, пренебрежительно.

Однако успех наших маленьких конструкторов завоевал подлинное уважение со стороны летающих людей. Вот герой Советского союза Водопьянов едет к ребятам и делится своим летным опытом. Герой Советского союза Громов шефствует над моделистами Дзержинского района. Известный конструктор Яковлев—большой друг новых конструкторов.

Наши Давиды хотят жить в дружбе с Голиафами' советского воздуха. Дело ребячьего пионерского авиамоделизма так. уже разрослось, что само по себе получило все права и возможности иметь не только модели клубов, а располагать настоящим, большим аэроклубом, достойным того мощного и повсеместного «движения в воздух», которое всколыхнуло тысячи ребят.