Техника - молодёжи 1935-06, страница 35

Техника - молодёжи 1935-06, страница 35

ш

Радиопрожекторная станция. Свисающие вниз проволоки образуют параболический рефлектор для коротких радиоволн

заземлений' и специальных аппаратов улавливают самые слабые токи, распространяющиеся в земле. Затем их усиливают в десятки тысяч раз, чтобы слушать передачу в обыкновенный телефон.

Если линии телеграфа и телефона двухпроводные, но где-то есть утечка тока в землю (порча изоляции), то можно также уловить ток но земле. Если'утечки нет, то на очень небольшом расстоянии можно перехватить по индукции разговор' на рамку из проводов, расположив ее прямо по земле.

При особо благоприятных условиях разведчики противника или его шпионы могут незаметно включиться в линию телеграфа или телефона. Обычно разведка применяла в таких случаях специальные, склеенные из двух половинок, вехи (шесты) с тонким проводом внутри. Такой вехой заменяли ночью обычную, на которой был подвешен провод, присоединяли к линии проволочку, скрытую внутри вехи, и этим включали в линию противника спрятанный поблизости телефон. О радио нечего и говорить.

Как же надежно предохранить себя от подслушивания? Для телеграфа и телефона прежде всего необходимо -не допускать линий, параллельных фронту, ближе чем на 0,5 километра от своих передовых частей, так как линии, параллельные фронту, облегчают перехватывание передачи по индукции (на рамку). Все линии в передовой полосе (шириной до 5 километров) не заземлять, а вести на два провода и .лучше всего из специального двухпроводного кабеля, чтобы затруднить перехватывание по индукции и я ре дохранить от перехватывания через землю.

Надо тщательно следить за сохранностью изоляции проводов и проверять, нет ли посторонних включений в линию. Свои собственные подслушивательные станции постоянно должны контролировать секретность своей передачи.

3 Заказ № 5S9. «Техника — молодежи».

Нои этого недостаточно. Так как полной гарантии от перехватывания все эти меры не дают, надо тщательно соблюдать секретность всякой передачи путем шифровки телеграмм и телефонограмм, условного разговора (по «коду»), условных вызовов. Для этого всем станциям присваивают условные названия городов, никого не называют по его командной категории, одни слова условно заменяют другими.

Но, как мы уже говорили, почти всякий шифр расшифровывают и не только те, кому он известен, но и противник. Читая шифрованную телеграмму (подобно ребусу), специалисты рано или поздно разгадывают любой шифр. Отсюда неизбежен вывод, что шифр необходимо менять как можно чаще и даже в зашифрованном виде не передавать таких сведений, которые представляют важную военную тайну, особенно если знание ее дает противнику сведения о планах войск на будущее.

Смена обычного шифра — дело сложное (размножать и рассылать его надо многим адресатам) и очень затрудняет (поскольку замедляет) передачу и прием, отнимая много времени на зашифровку и расшифровку.

Однако техника дает здесь в руки войск отличное средство—специальные шифровальные машинки (например Крига в Германии), которые позволяют с громадной скоростью автоматически шифровать и расшифровать большое сообщение, зная условную цифру— номер ключа.

Цифру эту конечно очень просто и легко менять каждый день, так как число ключей в таких шифровальных машинках почти неограничено.

Обший вид установки оптического телефона Цейса