Техника - молодёжи 1935-06, страница 59

Техника - молодёжи 1935-06, страница 59

И. НЕЧАЕВ

Газификация угля

Техника добычи угля непрерывно совершенствуется. В Донбассе многие шахты за каких-нибудь 5—8 лет преобразились до неузнаваемости. Электрические врубовые машины и отбойные молотки, работающие сжатым воздухом, сменили ручную кайлу и обушок. Конвейеры и скреперы вытеснили каторжный труд саночника. Вместо' лошадей, ослепших от долгой жизни под землей, по штрекам забегали электровозы. Перед ярким светом электричества отступает кромешная тьма, которую не в силах были разогнать тусклые лампочки Дэви. Мощные вентиляторы продувают прохладные потоки через подземные выработки. Каменноугольные шахты, казавшиеся многим до недавнего времени реальным воплощением ада, понемногу превращаются почти в обычные индустриальные предприятия.

Все же труд шахтера и сейчас еще чрезвычайно тяжел. Шесть, семь, восемь часов, в зависимости. от продолжительности смены, шахтер, находясь под землей, не видит солнца, дневного света. Он вдыхает угольную пыль, нередко он работает, согнувшись в три погибели, в жаркой, узкой, черной щели, пробитой в толще земных пород где-нибудь на глубине 500 или больше метров. Как ни совершенствуется техника, как ни улучшаются условия работы горняка под землей, все же вряд ли они когда-нибудь сравняются с теми условиями, в которых работает токарь или ткан даже не очень передового советского предприятия.

Если бы можно было сделать так, чтобы уголь сам шел из-под земли на-гора, а человек оставался на поверхности! Об этом мечтал и мечтает, наверно, не один шахтер, когда он, усталый и пропитанный угольной пылью, выходит на вольный воздух после трудового дня, проведенного в глубине земли. Если бы не нужно было подрубать уголь в пласте, рушить его динамитом', грузить на конвейер, перегружать в вагонетки и возить по штрекам, поднимать наверх подъемником! Если бы не нужно было крепить лавы и штреки, закладывать выработанное пространство во избежание разрушительных обвалов! Ведь все это — тяжелые, трудоемкие операции, и

устранение их не только освободило бы сотни тысяч, миллионы людей от тяжелого подземного труда, но и сильно сказалось бы на стоимости угля.

Суждено ли сбыться этой мечте?

Некоторые полезные ископаемые человек уже давно научился извлекать из недр земли, оставаясь сам на поверхности. Так он поступает например с нефтью. Часто так добывают и поваренную соль: бурят скважины, нагнетают по ним воду, растворяют соль под землей и рассол откачивают на поверхность. Подобным же образом добывают в Америке серу: расплавляют ее под землей горячей водой и в расплавленном виде откачивают на поверхность.

Но уголь? Можно ли что-нибудь подобное сделать с твердым углем, который нельзя ни растворить в воде ни расплавить?

21 апреля 1913 г. по старому стилю в единственной тогда большевистской газете «Правда» за подписью «И.» была опубликована краткая заметка. В ней И. знакомил русских рабочих со смелой технической идеей, высказанной незадолго до этого английским химиком Рамсеем, предлагавшим превращать уголь в горючие газы непосредственно под землей, не выламывая его из пласта и не извлекая на поверхность. Наверху газы следовало сжигать в топках паровых котлов или в газомоторах, добывая таким путем электрическую энергию, которая с угольных месторождений передавалась бы по кабелям во все концы страны.

Изложив техническую сущность предложения Рам-сея, автор заметки в «Правде» тут же выпукло и ясно оценивал социальные последствия, к которым оно может привести.

В капиталистических условиях осуществление идеи Рамсея вызвало бы только рост безработицы и нищеты, ибо миллионы горняков окажутся «освобожденными» не только от труда под землей, но и от всякого труда вообще. Только при социализме подземная газификация углей может привести к Cf? улучшению условий труда и быта для всех трудя- v-' ' •