Техника - молодёжи 1935-09, страница 63ко, гораздо большее удивление вызывают часы, изображенные на нашем снимке в начале статьи и напоминающие собой некоторое архитектурное сооружение. Часы эти были установлены в г. Газе и украшали со бой центральную городскую площадь. Конструктор их неизвестен. Да и самая конструкция механизма до нас, к сожалению, не дошла. Сохранившееся описание этих часов сосредотачивает свое внимание исключительно на внешнем эффекте функционирования. Из этого описания перед нами предстает поистине чудо античной техники. Опирающаяся на четыре колонны крыша портика предохраняла часы от непогоды. Самые часы составляли заднюю стену портика. Под головой богини располагались два ряда отверстий. В верхнем ряду — ночные окна, которые попеременно освещались светом. В нижнем* ряду были двери. Над каждой из дверей второго ряда расположен устремленный вперед орел, держащий в лапах победный венец. В момент боя часов, когда они отбивали, скажем, первый час, из первой двери появлялась фигура античного героя Геракла. В руках Геракл держал львиную шкуру — добычу первого из своих 12 прославленных подвигов. В этот момент орел венчал его венцом, Геракл кланялся публике и исчезал о венцом на голове. Створки автоматически закрывались за ним. Через час герой появлялся улсе из следующей двери, неся в руках трофей второго подвига., снова его венчал орел и т. д. — в течение двенадцати часов. С каждым появлением фигуры Геракла, в момент боя часов происходило одновременно следующее: голова богини Горгоны начинала грозно вращать глазами; большая фигура в центральной часовенке ударяла палицей в гонг, отбивая очередной час; при звуке гонга фигура Пана, установленная над этой л<е часовенкой, настораживалась: это означало, соответственно мифу, что Пан прислушивается, ему чудится голос его возлюбленной Эхо. С боков стоят фигурки сатиров; они корчат гримасы и издеваются над несчастным любовником. Как видно на рисунке, это изумительное сооружение было украшено еще целым рядом фигурок, которые также в момент боя часов так или иначе проявляли себя. Вся эта поразительная конструкция представляется чем то неправдоподобным. Однако., дошедшее до наших дней описание этих часов, сделанное известным в то время писателем Прокопием, исключает всякие сомнения. Рис. 5. Будильник конструкции Леонардо да-Винчи Читателям, которые пожелают детальнее ознакомиться с образцами античной техники, мы рекомендуем книгу Г. Дильса «Античная техника» — ОНТИ—1934 г., откуда мы и заимствуем это описание. |