Техника - молодёжи 1935-10, страница 14

Техника - молодёжи 1935-10, страница 14

ция его на крыльях научной фантазии?! Придется ли 'когда-нибудь человечеству столкнуться вплотную с «отрицательными протонами», «анти-ядрами» и прочими не-• слыханными комбинациями материи?

Зарекаться опасно! Мы говорили уже, что позитроны при всей их редкости для наших краев вселенной -все же забредают иногда в поле зрения земных лабораторий. Есть много шансов предполагать, что также обстоит дело и с «анти-протонами» и что некоторый, пусть малый их процент всегда входит, как правило, в состав земных атомных ядер.

Если же дело обстоит так, тогда важнейшие практические перспективы для химии—налицо!

Предположим, на самом деле, что атомные ядра складываются из трех родов частиц с массами, близкими к 1, и с зарядами: + 1 (протоны), 0 (нейтроны) и—1 (негатоны). Количество возможных в природе химических элементов разного качества сразу же увеличится" благодаря этому в несколько раз.

Вот пример: пусть атомное ядро имеет массу 4 и заряд 2. В природе этому случаю соответствовал до сих пор только один элемент — «гелий | » (нижняя малая цифра означает заряд, а верхняя — массу ядра) и только одна комбинация частиц внутри ядра атома: 2 протона + 2 нейтрона.

Что будет теперь, если допустить существование анти-протонов? Тогда становится возможным еще одно сочетание частиц, дающее тот же заряд ядра, равный 2, и ту же массу — 4: 3 протона + 1 негатон.

Действительно: суммы ' масс и зарядов двух протонов и двух нейтронов равны тем же суммам трех протонов и одного нега-тона.

И в результате наряду со старым «гелием должен возникнуть теперь новый химический элемент, обладающий тем же самым ядерным зарядом и тою же самой ядерной массой, но все же как-то отличающийся от «гелия |» по качественному строению ядра!

Теперь уже можно подвести некоторые итоги.

В старой химии с ее единственным признаком индивидуальности элементов — атомной массой, расчерченная на 92 клетки таблица Менделеева могла вместить только 92 химических элемента. В сменившем ее в 1920—1930 гг. более просторном химическом мире появился второй признак: заряд атомного ядра, и вместе с ним — десятки новых непредвиденных элементов (с одной и той л<е массой, но с разными зарядами, и наоборот). Сейчас перед нами новый, третий по счету, признак индивидуальности материи — примесь к атомному ядру негатонов, а вместе с этим признаком — возможность существования множества новых веществ, о которых до сих пор не подозревал никто!

В момент, когда пишутся эти строки, первые экземпляры подобных веществ уже находятся на лабораторном столе исследователей— физиков! -

^Прослеживая внимательно родословную радиоактивных превращений известного уже читателю металла урана (см. мою статью

12