Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 15Схема механического телевидения с помощью бегающего луча. нышки будут последовательно переданы через эфир к приемнику и заставят пластинку неоновой лампы мерцать то ярче, то темнее, воспроизводя те световые «впечатления», которые получил фотоэлемент или глаз наблюдателя при движении луча по картине. Таким образом мы передали один за другим отдельные элементы картины, Но самой картины пока еще нет. Поставим перед неоновой лампой в точности такой же диск, какой стоит перед картиной на станции отправления, и будем через диск смотреть на мерцающую пластинку. Но при этом надо строго соблюдать одно условие: наш приемный диск должен вращаться синхронно и синфазно с диском передатчика. Это значит, что скорость их вращения и положение должны быть одинаковы, т. е. если первое крайнее отверстие одного диска находится в данный момент над его осью, то такое же, отверстие другого диска в тот же момент должно быть расположено так же. Что же мы увидим? Вот первое отверстие появилось как раз против верхнего левого края пластинки, которая в этот момент вся ярко вспыхнула, изображая небо картины. Но ,мы видим через отверстие не всю пластинку, а только одну ее точку. В следующий момент отверстие уже сдвинулось вправо, а вся пластинка внезапно потемнела, изображая ствол дерева., Мы увидим рядом с первой светлой точкой, которая уже исчезла, другую, темную точку. Передав все световые точки верхней «строки», первое отверстие идет вправо и тотчас же слева появится второе отверстие, через которое в наш глаз попадут все световые точки второй «строки». И когда медленно вращающийся диск сделает один полный оборот, мы получим все элементы передаваемой картины расположенными на пластинке неоновой лампы в том же порядке, как и на самой картине. Л Но что значит «получим»? Ведь все эти элементы появляются не одновременно, а один за другим и тотчас же исчезают. Какая же это «картина»? Действительно, никакой картины еще нет. Но теперь уже совсем просто получить ее. Нужно только оба диска вращать с достаточной скоростью. Тут приходит на помощь свойство человеческого глаза — сохранять зрительное впечатление около Ve доли секунды после того, как объект наблюдения исчез. Поэтому нам вовсе не нужно получать все точки картины одновременно, чтобы все-таки видеть ее сразу всю. Достаточно, если мы успеем в Ve секунды получить на пластинке неоновой лампы один за другим все элементы картины. Значит, надо пустить диски со скоростью не менее 8 оборотов в секунду. И .тогда не успеет в глазу исчезнуть впечатление от первой точки изображения, как уже появится последняя, — и мы увидим слитое изображение передаваемой картины и оно будет поддерживаться все время, пока диски вращаются с той же скоростью. Обычно скорость их вращения равна 12,6 оборотам в секунду. Можно ли таким путем передавать движущиеся изображения? Конечно, можно. Для этого нужно только вместо картины перед диском на передатчике поместить, например, человека, «Зайчик» точно так же разложит его лицо, фигуру на отдельные элементы. А так как кадры (кадр — одно полное изображение, получающееся за один оборот диска) меняются с такой скЬросгью, как в кино отдельные снимки, то мы передадим и все движения человека. Такова элементарная схема механического телевидения. Приемная часть ее настолько проста, что лгостроить самодельный телевизор может даже и'не очень опытный радиолюбитель. Для этого надо только приобрести неоновую лампу, моторчик в 1/з2 или Vie лош. силы для вращения диска (можно использовать комнатный вентилятор) и сделать (из фанеры, например) диск. Сложная задача синхронизации вращения диска (нуж^ ная скорость — 750 оборотов в минуту) в любительском телевизоре (решается очеНь просто — введением в цепь мотора обыкновенного реостата, или даже еще проще — торможением диска пальцем. Настроив приемник на наилучшую слышимость сигналов телепередачи, надо включить неоновую лампу и менять скорость вращения диска, пока не появится изображение. Имея радиоприемник" с достаточным усилением, например ЭЧС-2, на такой самодельный телевизор можно принимать телепередачи не только наших станций, но и некоторых заграничных. Однако описанным методом «бегущего луча» можно передавать изображения только из специальных затемненных студий, где объект передачи расположен в непосредственной близости от источника светового луча и фотоэлементов. Но можно ли передать какой-либо пейзаж с натуры, уличную сцену, театральное действие? 19 |