Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 24

Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 24

Ю. АЛЕКСАНДРОВ

ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

МОЗАИКА ЗВОРЫКИНА

® 1932 году началась новая эпоха в истории телевиде, ния. В этом году было опубликовано изобретение американского инженера Зворыкина.

В самом деле, к этому времени стало ясно, что тот принцип, на котором строилась тогда вся система передачи изображений, не может полностью разрешить задачи дальновидения. Тут произошло то же, что и с передачей звука по радио: если бы не была изобретена электронная лампа, мы бы могли только сообщаться по эфиру посредством точек и тире, а не слышать человеческий голос или звучание инструмента.

Основное техническое затруднение в механической системе телевидения состояло в следующем. Чтобы полученное изображение целиком соответствовало передаваемому, последнее нужно было разложить на огромное количество мельчайших элементов. Это ясно: чем меньше отдельные камешки мозаики, тем точнее можно изобразить всякую картину.

Американец Э. У. Энгстром вычислил, что для того, чтобы изображение могло только заинтересовать зрителя своим содержанием, нужно (при существующих небольших размерах экранов), чтобы оно состояло не менее чем из 200 линий или около 70 тыс. отдельных элементов.

А механическая система с теми фотоэлементами, какие до тех пор существовали, могла дать максимум 5 тыс. точек. Это был предел, обусловленный размером отверстий в диске Нипкова: чтобы увеличить число элементов, надо сделать большее количество отверстий в диске, а для этого приходится уменьшать их размеры; но при уменьшений этих отверстий луч света, проникающий через них, становится настолько малым и слабым, что самые лучшие фотоэлементы не могли «разобрать» колебаний в его интенсив-

И вот перед техникой стала дилемма: либо надо изобрести новый, необычайно чувствительный фотоэлемент, либо надо отказаться от того принципа, на котором была построена вся система телевидения, и найти какой-то другой принцип.

Произошло и то, и другое почти одновременно.

Иконоскоп Зворыкина. Изображение (стрелка) падает через объектив и стенку колбы на „мозаику" (1) пластинки (2). На „мозаику1- направляется электронный луч (3)..Движением электронного луча по ,,мозаике" управляют электромагнитные катушки (4).

Американский изобретатель Фарнсворт и в то же время наш молодой ученый Кубецкий нашли новый принцип создания сверхчувствительного фотоэлемента. А известный исследователь в области радио и телевидения американец Зворыкин создал совершенно новый принцип телевидения.

Зворыкин создал прибор, во многом похожий на чело-веческий глаз. В нем есть хрусталик (объектив), есть сетчатка, на которую падает изображение и которая состоит из множества мельчайших частиц (нервных окончаний), воспринимающих степень освещенности отдельных точек.

Этот «глаз» Зворыкин назвал иконоскопом (от греческих слов «иконос» —■ изображение и «скопо» — смотрю). Вот как он устроен. В расширенную часть стеклянной колбы помещена тонкая пластинка из слюды. С одной стороны она покрыта сплошной металлической пленкой, а с другой — «мозаикой», состоящей из большого количества изолированных одна от другой мельчайших частиц серебра, обработанных цезием. Такие частицы представляют собой микроскопические фотоэлементы.

Изображение отбрасывается через стекло колбы на «мозаику» пластинки. При этом микроскопические фото-элементики под действием упавшего на них света начинают излучать электроны. И чем сильнее освещена каждая точка «мозаики», тем больше вылетает из нее электронов. Мы знаем, что электроны — это частицы отрицательного электричества. Следовательно, если электроны покидают зернышки «мозаики», то зернышки эти приобретают положительные заряды. Тогда между «мозаикой» и той металлической пленкой, которая нанесена на другую сторону пластинки, возникает разность потенциалов, возникает емкость, как между обкладками обычного конденсатора.

Можно сказать, что мы получили как бы электростатическое изображение передаваемой картины на пластинке в колбе: точки и участки ее, освещенные более ярко, имеют большой положительный заряд, освещенные менее ярким светом — меньший положительный заряд.

Теперь нужно как-то реализовать это невидимое электрическое изображение, разложить его на отдельные электрические импульсы («точки»), чтобы затем передать их в эфир — один за другим.

Для этого на «мозаику» направляется электронный луч, т. е. поток электронов. Он исходит из маленького раскаленного катода, расположенного в самом конце горлышка колбы, и затем с помощью весьма тонкой аппаратуры превращается в очень узкий пучок. Зворыкину удалось уменьшить диаметр электронного луча в фокусе до 0,01 миллиметра.

Как только этот электронный луч упадет на зернышко «мозаики», происходит мгновенный разряд, ибо зернышко получает от электронного луча те недостающие электроны, которые были выбиты из него светом.

Но электронный луч быстро движется по поверхности «мозаики», прочерчивая на ней строку за строкой. В течение Vu доли секунды, он обегает всю пластинку. Этим движением луча управляют электромагнитные катушки, расположенные вне колбы и питаемые током соответствующей частоты.

Движение электронного луча вызывает на пластинке ряд быстрых последовательных разрядов-импульсов, ко-. 1-орые усиливаются и передаются в эфир в качестве сигналов изображения.

Аппарат для «реализации» этих сигналов, принятых из эфира, — телевизор, названный Зворыкиным «кинескопом», представляет собой такую же колбу с электронным (ка-(тодным) лучом. Дно колбы покрыто изнутри полупрозрачным флуоресцирующим слоем (экраном), который начинает светиться, когда к нему прикасается электронный луч. Полученные из эфира сигналы управляют этим