Техника - молодёжи 1936-07, страница 59

Техника - молодёжи 1936-07, страница 59

Эта электростанция построена по проекту инж. Классона. Теперь она сильно реконструирована и называется / МГЭС.

Наступают годы величайших социальных потрясений— мировая война, февральская революция. Великая пролетарская революция, гражданская война. И в это тяжелое, бурное время Классон упорно продолжает свое дело. Трудности огромны, препятствия неисчислимы. У страны, изнуренной послевоенной разрухой и гражданской войной, нехватает средств и сил, чтобы решать проблему торфа и местного топлива. Помимо этого старые консервативные круги инженерства, окружали идеи Классона враждебной стеной скептицизма и злопыхательства. Но с ростом препятствий растет и настойчивость Классона. Он все же строит торфяные машины. Ничто не останавливало его. Не было железа,— он делал свои машины из дерева. Не было завода,' который мог бы построить эти машины, — он изготовляет их ручным способом.

К 1921 г. Классон уже решил задачу механизации добычи торфа. Мощная струя воды, направляемая одним человеком, размывает болото. Пни, корнями которых оплетено все болото и которые приходилось окапывать, всплывают теперь в жидкой массе и потом извлекаются легким электрическим краном. Жидкий торф выкачивается особым насосом и разливается тонким слоем по заранее приготовленному полю. Вода уходит в землю. После некоторой рросушки торф механически режется на отдельные куски, которые складываются для окончательной просушки.

Эта стройная система приходит на смену прежнему способу добычи торфа ручным трудом, в котором изнемогал человек. И способ этот вошел в технику под названием «гидроторфа». В настоящее время — это уже основной способ добывания торфа. Благодаря ему СССР занял пер-■вое место по количеству добываемого и используемого торфа и по методам его добычи. В 1935 г. нам удается уже около 20 проц. электроэнергии производить на торфяных станциях и добыть свыше 18 млн. тонн торфа.

В 1920 г. этот замечательный гидроторф захотел посмотреть Владимир Ильич, но он не мог найти времени, чтобы съездить на «Электропередачу». Тогда работа по добыче торфа была заснята на кинопленку и показана Владимиру Ильичу в Кремле.

Участник просмотра так рассказывает о демонстрации этого исторического, первого в России технического фильма: «В круглом зале присутствовали приглашенные по желанию Владимира Ильича выдающиеся специалисты, активные партийные товарищи, известные ученые и литераторы. Все разговаривали, перебрасывались замечаниями,

выражали свой восторг. В одной группе М. Горький говорил о том, что ничего более интересного не видел.

Роберт Эдуардович и Владимир Ильич стояли рядом и смотрели на полотно. В этот вечер оба были, несомненно, счастливы в самом простом смысле этого слова. Об этом говорили их лица. Оба они закладывали фундамент нового мира».

Выступая с докладом Совнаркома на VIII съезде советов 22 декабря 1920 г., Ленин посвятил часть своего времени гидроторфу и вспомнил об этом фильме: «Мы эти машины произвели. Я советовал бы товарищам-делегатам посмотреть кинематографическое изображение работ по добыванию торфа, которое в Москве было показано и может быть продемонстрировано для. делегатов съезда. Оно даст конкретное представление о том, где одна из основ победы над топливным голодом».

Решив вопрос о механизированной добыче торфа, Классон теперь обращается к другой задаче — к сушке, обезвоживанию торфа. Он изобретает для этого ряд машин и передает их на изготовление. Владимир Ильич с неослабным вниманием помогал в <этом Классону. В письме секретарю Совнаркома т. Горбунову в 1921 г. Владимир Ильич предлагал следить за реализацией переданных за границу заказов на торфососы и одновременно указывал на то, что Классон решил задачу обезвоживания торфа.

Когда машины прибыли, их установили в .Богородске. Здесь возникло новое детище Классона — опытный завод по обезвоживанию торфа.

На протяжении всей деятельности Классона имя его неразрывно переплетается с именами старейших и славных русских революционеров — Л. Б. Красина и Г. М. Кржижановского. И в студенческих кружках, и в Баку, и в Москве на строительстве электростанции и при создании электроэнергетического хозяйства Советского Союза — этот замечательный человек сотрудничает вместе с ними на широчайшей арене хозяйственной переделки нашей страны.

До конца своих дней с неослабеваемой энергией и энтузиазмом работал Роберт Эдуардович.

Умер он внезапно 11 февраля 1926 г. на заседании в ВСНХ по топливному вопросу после страстной, уверенной и убеждающей речи.

Так окончилась жизнь этого неутомимого борца за торжество передовых технических идей, так окончилась жизнь знаменосца нашей электроэнергетики.