Техника - молодёжи 1936-09, страница 62

Техника - молодёжи 1936-09, страница 62

ная борьба с косностью н консерватизмом старых ученых, напряженная борьба за приближение научных работ к запросам социалистического строительства, борьба за первенство советской науки на мировой арене. И этой труднейшей работе Александр Петрович отдавал все свои силы.

Академик Карпинский пользовался широкой известностью и необычайной популярностью среди миллионов трудящихся Советского союза. В 1935 г, VII Всесоюзный съезд советов избирает академика Карпинского членом ЦИК СССР, 'И Александр Петрович до конца своих дней был достойнейшим гражданином своей родины.

Александр Петрович относился всегда с огромной любовью к молодежи, Он любил молодежь за ту страстность, с какой она берется за всякое дело, ибо он сам страстно любил свое дело. Он любил молодежь за ее жажду новых знаний, ибо он сам до конца жизни сохранил острую любознательность. Он любил молодежь за ее бескорыстие, ибо он сам был всегда бескорыстен в своих научных изысканиях.

Александр Петрович был ярким сторонником Широкого вовлечения молодежи в научную работу. Он любил расспрашивать начинающих ученых и студентов об их работе и никогда не отказывал им в своей помощи.

Особенно горячо он приветствовал идею воспитания молодых теологических кадров на местах. Он понимал, что именно из их среды выйдет немало ученых, которые искренно любят свой край и знают все его углы.

Кто ни Дел Александра Петровича на X съезде комсомола, у того надолго останется от этого ярчайшее впечатление. В кулуарах съезда этот седовласый ученый с мировым именем, знаменоносец советской науки запросто, по-товарнщески беседовал с молодежью. Он всех расспрашивал: откуда приехали, что изучаете, как помогают академики и работе? Он с особой радостью встретил там коми-зырянку Марусю Ворсину. В прошлом она была батрачкой, а теперь — кандидат химических наук. С какой-то особенной гордостью и присущей ему теплотой он сказал: «А я ведь Пожизненный член облисполкома Коми-области». В этом сказались глубокое уважение и искренняя любовь мирового ученого к маленькому северному народу.

Наша молодежь должна с благодарностью помнить замечательные слона, сказанные академиком Карпинским с трибуны X съезда ВЛКСМ:

— Запасайтесь беспощадной самокритикой, скромностью, так свойственной почти всем искателям истины, с благодарностью прислушиваясь к основательным возражениям на наши выводи» ибо, по выражению гениального современника великой эпохи Возрождения Леонардо да-Винчи, «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее для вас чем друг, желающий их скрыть». Вам предстоит быть но

сителями—не только в нашей стране, но и за ее пределами—идеи равенства людей и их прав, прав всех народностей, — идеи, так блестяще оправдавшейся в нашей стране.

Трудно обрисовать в нескольких штрихах всю многогранную и колоритную фигуру Александра Петровича.

Научная работа, проведение различных сессий и конференций, руководство деятельностью академии, участие в работе ЦИК, посещение международных конгрессов, обширная переписка со всеми учеными и научными учреждениями всего мира—все это успевал делать Александр Петрович, несмотря на свой преклонный возраст.

Он. отличился необычайной работоспособностью — качество, которое рождается от огромной любви к своему труду, к своему большому делу.

Интересно воспоминание дочери Александра Петровича, Е. А. Толмачевой:

«Рабочий день отца начинался рано утром и кончался поздней ночью. Александр Петрович очень любил своих детей, но у него почти никогда не было досуга заниматься с нами. И чтобы быть в нашей среде, он приучил себя работать в шумном окружении ребят. Разложит, бывало, на большом столе свои карты, что-то вычерчивает, а мы резвимся у его ног. Нам весело, отец шутит и все работает».

Но академик Карпинский не замыкался только в рамках своей науки и научно-общественной деятельности. Он любил искусство и был его большим знатоком. Его можно было видеть и на художественных выставках, и в театре, и в концертном зале. Он сам недурно играл на рояле. Он интересовался классической и современной литературой. Александр Петрович Карпинский — :-*то образец высококультурного и всесторонне развитого человека.

Смерть застала этого великого человека накануне нескольких замечательных дат его жизни.

В 1937 г. ему исполнялось 90 лет. 70 лет он работал в области геологии. 50 лет он выполнял обязанности действительного члена Академии наук. 20 лет он бил ее бессменным президентом.

Центральный комитет комсомола написал над могилой икадсмика Карпинского замечательные слова, которые как бы подводят итог всей его жизни:

«Светлая жизнь Александра Петровича является для советской молодежи замечательным примером трудолюбия, бескорыстного служении науке во имя процветания и счастья родины. Жизненный его путь указывает юным сынам и дочерям нашей страны, каким беззаветным и вдохновенным должно быть служение делу развития науки и культуры».

СКОЛЬКО ВОДЫ В СТАКАНЕ?

Представьте, что перед вами стоит большой металлический сосуд, похожий на стакан Вам необходимо определить, сколько жидкости налито в этом сосуде — больше потовины или меньше.

Металлические стенки непрозрачны, поэтому прикинуть на-глаз, хотя бы приблизительно, нельзя. У вес нет ни мензурки, ни масштабной линейки, ни вообще каких бы то ни было измерительных приспособлений. У вас есть только сосуд с жидкостью, и все. Но как же все-таки ответить на поставленный вопрос?

Оказывается, что несложные геометрические соображения помогут нам выйти из затруднительного положе-

Наш сосуд имеет форму стакана. А стакан, с точки зрения геометрии, — это цилиндр. Если мы в цилиндре проведем плоскость но диагонали от одного края основания к противоположному краю другого основания, то такая плоскость разделит цилиндр пополам.

А теперь нам нетрудно и решить задачу с жидкостью в сосуде.

Наклоните сосуд так, чтобы уровень жидкости пришелся как раз у края сосуда. Если бы сосуд был наполнен ровно до половины, то вы увидите, что высшая точка дна находится также на уровне жидкости; ведь поверхность жидкости — это не что иное, как плоскость, разделившая сосуд пополам.

Если же в сосуде жидкости меньше полоиниы, то вы увидите часть дна, не покрытую жидкостью.

А если в сосуде жидкости больше половины, то вы увидите, что верхняя часть дна окажется под жидкостью.

Так вы сможете быстро и точно определить количество жидкости в различных сосудах, например а ка

кой-нибудь бочке, небольшом котле, в банке и т. п.

Мало того, пользуясь указанным способом, вы сможете быстро и безошибочно наполнить сосуд точно до половины. Так, например, можно налить точно полстакана чаю или, скажем, молока. Если чай оставляет некоторую часть дна непокрытой, стало быть, ста«ан наполнен меньше чем наполовину, и в него иужно еще долить. Или же, наоборот, если край дна скрывается под жидкостью, то нужно немного ее вылить.

Так геометрия позволяет нам чрезвычайно просто решать, ■ азалось бы, чисто житейские задачи.

В. ЮРЬЕВ