Техника - молодёжи 1937-02, страница 10

Техника - молодёжи 1937-02, страница 10

ными скоростями вращения, заставляя стрелку прибора (С) вращаться от 2 до 3 раз в минуту. Эта же последняя часть прибора (С) служила для того, чтобы исправлять ошибки испытуемого в отсчете текущего времени. Другими словами, если испытуемый начинал вращать диск слишком быстро или слишком медленно, то автоматически вспыхивала лампа, освещающая циферблат (С).

Весь опыт происходил в полной тишине. Циферблат (С) освещался вначале лишь небольшой автомобильной лампочкой, которая затем гасла; она вспыхивала лишь тогда, когда испытуемый делал ошибки.

Каковы же были эти ошибки и каков их смысл? Казалось бы, вращение диска в заданном темпе не представляет собой сколько-нибудь сложной задачи. Тем не менее человек в некоторых случаях меняет темп вращения, ускоряя или замедляя его.

ГХри некоторых условиях даже повторное «напоминание» об истинном времени путем зажигания лампы над аппаратом Голлериджа (С) не помогает делу, и человек упорно повторяет свой ошибочный ритм. По нашим данным, это обстоятельство находится в тесной зависимости от характера и скорости мозговых процессов испытуемого в данный момент.

Если испытуемый находится в состоянии повышенного возбуждения, он не ускоряет свой темп вращения, а, наоборот, явно замедляет его, то есть отстает от истинного времени. С другой стороны, если человек чувствует общую вялость или, как мы иногда говорим, мозг его заторможен, он не }амедляет, а ускоряет темп вращения.

Это наблюдение, проделанное научным сотрудником А. Ю. Изергиной в, нашей лаборатории и проверенное на различных группах работников авиации, объясняется с физиологической точки зрения неравномерным затуханием упомянутых следов в мозговых клетках, их зависимостью от различного' состояния организма.

Из повседневного опыта каждый из нас знает, что в радости время летит, а в бездействии (например, при ожидании поезда или трамвая) время тянется. Это же подтверждается и наблюдениями психологов. Но для того, чтобы один и тот же отрезок времени казался то больше, то меньше против истинного времени на часах (^необходимо, чтобы «часы» нашего мозга делали ошибку противоположного знака. При радостном возбуждении они должны двигать диск медленнее нормы, а при ожидании и торможении — скорее. Действительность подтверждает эти предположения: трамвай, которого мы с нетерпением ждем, как нам кажется, всегда опаздывает.

Возникает еще один интересный вопрос. Почему, в состоянии полного торможения, то есть во сне, нам кажется, что время пролетело очень быстро? Здесь, однако, нет никакого противоречия с тем, что сказано выше. Время во сне кажется быстро пролетевшим, потому что мы не измеряем его непосредственно, а судим о длительности сна лишь тогда, когда мы уже проснулись. Психологи доказали, что воспоминание само по себе меняет

знак ошибки времени на обратный; так, например, период времени, проведенный в болезни, в бездействии,, кажется при воспоминании о нем очень коротким; в противоположность этому, время, занятое разнообразной работой и насыщенное глубокими переживаниями, если его рассматривать сквозь зеркало воспоминаний, кажется впоследствии очень длинным.

Обратимся к человеку, бросающемуся с «небесной» высоты в полном парашютном вооружении. Как действуют при этом «часы» его мозга: переоценивает он время или недооценивает его?

Наш опыт показал, что хорошие парашютисты и хорошие пилоты, как и все представители скоростных профессий, дают при испытании на приборе полное совпадение с истинным временем, не уклоняясь 'От него ни в сторону плюса, ни в сторону минуса. Они, как говорят; быстро вырабатывают рефлекс на время и даже не нуждаются в напоминании со стороны часов (С). Больше того, даже выполнение другой какой-либо работы, например нажим ногой на педаль, а также резкие, отвлекающие звуки не в состоянии нарушить этот быстро устанавливающийся у них отсчет времени, не в состоянии изменить ход «часов» в их высших мозговых центрах.

Все это говорит за то, что чувство измерения времени можно тренировать, как и чувство глазомера.

Наш аппарат является первым (но далеко не единственным) прибором для такой тренировки. Вскоре должна появиться новая, более совершенная модель, на которой можно будет производить опыты с еще большей точностью.

В заключение несколько практических замечаний. Для того чтобы раскрыть парашют всегда во-время, необходимо держать себя в момент прыжка в среднем, то есть спокойном, состоянии; не волноваться и не бравировать. Как мы видели, спокойная работа нервной оистемы более всего благоприятствует правильному отсчету времени.

Чем же поддерживается правильность хода «мозговых часов» в течение нашей жизни? Вопрос о правильном воспитании «чувства времени» тесно связан с общим режимом жизни человека.

Как в школах плавания начинающих учат основным движениям рук и ног еще на суше, так и парашютисту, кроме специальной производственной тренировки, необходимо соблюдать строгий режим. Время' сна и бодрствования, время еды, развлечений, весь режим умственной и физической работы, спорта и отдыха парашютиста — все это должно быть строго спланировано. Система, последовательность, плановость — вот что свойственно "работнику всех скоростных профессий.

Человек, овладевший искусством парашютного спорта, уже не такой, каким он был, когда в первый раз поднялся на вышку, чтобы совершить свой первый, «привязной» прыжок. Этот человек воспитал в себе весьма важное чувство — он научился считать время.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Проверка рефлексов человека ног

Близкие к этой страницы