Техника - молодёжи 1937-02, страница 9

Техника - молодёжи 1937-02, страница 9

другой стороны, приходится слышать и такие, странные на первый взгляд заявления, как, например1: «часы пролетели для меня, как мгновенье».

Откуда берутся такие крупные ошибки в оценке времени? Чувство времени столь же важно, как и чувство пространства. Между тем ведь никто не спутает огромный дирижабль с маленьким планером. Можно ли в таком случае спутать секунду с минутой или часом? Ведь в часе 3 600 секунд. Отчего же нарушается упомянутая точность отсчета?

В технике и спорте такая путаница совершенно не допустима. Здесь все основано на точном измерении скоростей. А скорость обязательно включает в себя понятие о времени и пространстве. Посмотрите на таблицу мировых или общесоюзных спортивных рекордов: она вся испещрена цифрами, обозначающими минуты и секунды. Тем не менее и спортсмены', ожидающие, например, поезда или с нетерпением ждущие сигнала к выступлению, бывают подвержены упомянутым обманам «чувства времени».

Теперь представим себе, что перед нами находятся работники современной авиации, имеющие дело со скоростями от 50 до 100 м в секунду. Возьмем для примера прыжок парашютиста, точнее, тот момент, когда человек уже оттолкнулся от борта самолета и приближается к моменту открытая парашюта, для чего, как известно, достаточно дернуть за кольцо. В особенности при затяжном прыжке расчет времени в секундах и даже в частях секунды играет огромную роль. Здесь никакие иллюзии времени и пространства не должны иметь места.

Вы окажете, что для точного измерения времени в парашютном спорте существует секундомер и что приближение земли заметно по различным предметам и ориентирам. Но что если прыжок с парашютом совершается ночью, как это было во время рекорда советского парашютиста Бабицкого, который в 1935 году прыгнул в темноте с высоты 7400 м, или другого парашютиста, Забелина, кото: рый в тот же сезон совершил затяжной прыжок ночью с высоты 4500 м? При этом он раскрыл парашют тогда, когда был уже на расстоянии 900 м от земли! Так как скорость в конце падения, перед раскрытием парашюта, достигает 100 м. в секунду и более, то понятно, что секундомер не всегда можно успеть использовать. Поэтому парашютист должен иметь хорошо развитое «чувство времени».

Почему новичок нуждается в тренировке «чувства времени», прежде чем он станет самостоятельно владеть парашютом? Он еще неуверен в себе, то есть не может рассчитать, в какой точке «пустого» пространства он будет находиться в каждую секунду после отталкивания от самолета. Он может дернуть за кольцо или слишком рано, или слишком поздно. За те 7-10-15 секунд, которые, по инструкции, необходимо выждать до открытия парашюта, никакие иллюзии времени не должны и не могут возникнуть в его голове.

На неразрывной связи чувства пространства с «чувством времени» основано, как известно, большинство приборов, которые служат для измерения времени. В частности, маятник Галилея тем и хорош, что его отклонение точно определяется в пространстве. Мы привыкли учитывать время, замечая угол отклонения стрелки на наших часах и секундомерах. Так, например, когда часовая стрелка отклоняется на 90° от исходного положения, это значит, что прошло 3 часа; если на это же расстояние отклоняется минутная стрелка, это значит, что прошло 15 минут. Есть, впрочем, и такие часы (хроноскопы), где стрелка вр~ща;тся со скоростью 1 000 раз в секунду.

На том же принципе теснейшей связи учета времени с учетом угла отклонения основан и описываемый далее прибор для определения точности отсчета й тренировки «чувства времени».

Представьте себе обыкновенный циферблат часов с радиусом около 20 см, где стрелка заменена, однако, вращающимся диском, наподобие диска автоматического телефона. Весь циферблат электрифицирован, причем диск можно вращать только в одну сторону. Вращение может производиться бесконечное число раз и с любой скоростью. Положение диска А в каждый данный мо~'' мент отмечается на другом циферблате В, движения которого синхронно связаны электричеством с движением первого диска. Первая часть прибора (А) находится в комнате, где помещается испытуемый, а вторая (В) находится перед глазами врача, производящего данное исследование. В начале опыта испытуемый получает инструкцию вращать свой диск с определенной скоростью. Для того чтобы обеспечить соответствующий темп вращения, в помещении испытуемого находится третий прибор — счетчик Голлериджа (С), имеющий вид часов с одной стрелкой. В своих опытах мы пользовались, как правило, медлен

Прибор для определения точности отсчета и тренировки «чувсщва времени». Две части этого прибора (А и В) синхронно связаны между собой. В начале опыта испытуемый парашютист вращает свой диск (А) с определенной скоростью'Прибор (С) — счетчик Голлериджа—контролирует действия испытуемого. Если испытуемый вращает диск слишком медленно или слишком быстро, автоматически вспыхивает лампа, освещающая циферблат (С). Врач, находящийся в другой комнате, руководит испытанием. На второй части прибора (В) он наблюдает действия испытуемого. .

В