Техника - молодёжи 1937-02, страница 57

Техника - молодёжи 1937-02, страница 57

теоретической борьбы за марксистские позиции. Наряду с напряженной и страстной пропагандой марксизма среди революционеров Красин с неменьшей страстностью снова обращается здесь к технической деятельности. В течение двух лет (срок ссылки был впоследствии уменьшен) он работает сперва техником, а лотом инженером на Среднесибирской, Забайкальской, Круглобайкальской железных дорогах.

В декабре 1897 года Леонид Борисович получает право въезда в 'Европейскую Россию (но не в Петербург). Он поступает на третий курс Харьковского технологического института «с обязательством не вести пропаганды среди студентов». Учеба в Харьковском институте протекала весьма оригинально: числясь студентом, Леонид Борисович бывал в Харькове лишь наездами для сдачи зачетов, продолжая в остальное время свою инженерную деятельность на железных дорогах: изыскания дороги Петербург— Вятка, изыскания Круглобайкальской железной дороги. Несмотря на то что Красин приезжал в Харьков на весьма непродолжительное время, он все же ухитрялся принимать участие в студенческих волнениях, за что два раза исключался из института. Однако, директор института проф. Зернов, высоко ценя талантливого студента, не доводил дело до полиции и прекращал его при оче-оси ной амнистии

В 1900 году Леонид Ьорисович закончил институт. При этом ему задержали выдачу диплома на один год за участие в студенческой забастовке. Задержка в получении диплома не помешала Красину, уже инженеру с опытом, сразу же приступить к технической деятельности, н? этот раз уже в другой области. Он обратился к нарождавшейся тогда отрасли техники—»к электрическим станциям. Способствовали этому следующие обстоятельства: товарищ Красина по Петербургскому технологическому институту инженер Роберт Эдуардович Классон, один из пионеров электроэнергетики в нашей стране, начинал к этому времени свою работу по. электрификации бакинских нефтяных промыслов. Он пригласил Красина завадывать постройкой электрических станций в Баку. Эта работа, проводившаяся с большим размахом и американской быстротой, является знаменательной в истории электротехники нашей страны. Классон и Красин делали' первые смелые попытки по электрификации промышленности (нефтедобычи), по централизованному производству электрической энергии и передаче ее. Работа в Баку с июня 1900 по 1904 гад сначала по строительству, а затем по заведыва-нию станцией создала Красину большой авторитет в технических кругах.

Наряду с этой напряженной работой, проводившейся к тому же в обстановке скептически-враждебного отношения подавляющего большинства представителей технического мира, товарищ Красин вел в Баку еще весьма интенсивную партийную работу. Он занялся той ответственнейшей практической Деятельностью, которая объединялась общим наименованием «партийной техники». Красин • руководил бакинской подпольной типографией, известной под кличкой «Нина». Типография эта была организована выдающимся большевиком Ладо Кецховели и существовала а 1901 по 1905 год. С 1903 года она была оборудована усовершенствованной быстроходной печатной машиной и печатала как руководящие материалы Центрального комитета, так и «Искру» — первый центральный орган партии, выходивший с 1900 года за границей. Помимо этого в Баку была сосредоточена работа по перевозке нелегальных изданий, оружия и людей из-за границы. Во время обысков Красин виртуозно пользовался для хранения компрометирующих материалов всевозможными укромными уголками своей электрической станции—вплоть до зажженных топок паровых котлов.

В 1903 году, после II съезда партии в Лондоне, когда •произошел раскол и большинство примкнуло к ленинским взглядам («большевики»), Красин был кооптирован в члены ЦК. Ведая кассой партии, Леонид Борисович приезжает в Питер, завязывает через Максима Горького связь с фабрикантом Саввой Морозовым и добивается от него денежных взносов в партийную кассу.

К началу 1904 года стало ясно, что Баку необходимо оставить. Красин переходит на работу в Орехово-Зуево, куда его пригласил на свои предприятия Савва Морозов, Красин заведует центральной электрической станцией. Здесь он впервые обращает внимание на проблему применения торфа в качестве топлива для котельных. Промышленное решение этой проблемы было осуществлено р. Э. КлаосоН'рм уже в послереволюционные роды — путем изобретения гидроторфа (О Р. Э, Класооне см. «Техника— j молодежи», 1936 год, № 7. — Ред.).- 1

Леонид Борисович Красин в студенческие годы (1892 г.).

Проводя очень активную партийную работу, Красин лишь благодаря счастливой случайности избегает ареста при провале ЦК в феврале 1905 года в Моокве, на квартире писателя Леонида Андреева. Леонид Борисович спешно исчезает из Москвы, едва успевая предупредить об этом ореховскую электростанцию, и отправляется в объезд юга России по партийным делам. Затем он нелегально переправляется в Женеву. В мае 1905 года мы видим Красина в Лондоне на III большевистском съезде ■партии. Он являлся товарищем председателя съезда и делал доклад от ЦК.

Летом 1905 года Леонид Борисович возвращается нелегально в Петербург. Здесь выясняется, что во время московского провала ЦК на квартире Андреева личность Красина осталась для полиции не скомпрометированной. Тогда Леонид Борисович устраивается заведующим электрической кабельной сетью Петербурга и до 1908 года работает по ее расширению. Он руководит прокладкой новых линий на десятки верст, постройкой трансформаторных подстанций и переводов сети на высокое напря-" жение. Аналогичной работой в Москве был занят несколькими годами позже инженер Р. Э. Классон при сотрудничестве Г. М. Кржижановского.

Партийная работа товарища Красина в эти годы необычайно возросла. В 1905 году партия частично перешла на легальное положение: появились легальные газеты, ти-попрафия (куда была перевезена машина из бакинской подпольной типографии); возник Совет рабочих депутатов, членом которого оостоял Красин; проводилась Думская кампания. Параллельно с полулегальной деятельностью шла строго конспиративная работа по изготовлению оружия и, главным образом, бомб. В этом «производстве» Красин вспомнил свои химические познания и обнаружил себя незаурядным химиком.' В условиях строжайшей конспирации Красин сумел так образцово поставить работу лаборатории, что конструкция одного из запалов была признана впоследствии чрезвычайно удачной по экспертизе Главного артиллерийского управления.

Когда с «сокращением свобод» партии пришлось вновь возвращаться полностью на нелегальное положение, за

63